Как прощались с Сергеем Юрским (ФОТО)

Вторник , 12 февраля 2019, 12:41
В театре Моссовета прошло прощание с Народным артистом РСФСР Сергеем Юрским.
Как прощались с Сергеем Юрским (ФОТО)

Ранее «Южный курьер» сообщал о смерти Великого Актера Сергей Юрьевича Юрского.

Вчера, 11 февраля, в театре Моссовета прошло прощание с Мастером.

Российский гражданский активист, публицист и общественный деятель Юрий Самодуров рассказал о том, как это было.

Только что вернулся с прощания с Юрским в театре Моссовета. Уже выходя из метро «Маяковская», увидел значительное число людей с цветами, идущих к театру Моссовета. На территории театра, у входа в здание театра (я подъехал в 11.40, а прощание началось в 11) стояла очередь людей протяженностью метров в 80-100, пришедших проститься с Юрским. Но двигались мы и прошли в зал, в общем, быстро.

Гроб стоял в глубине сцены. Лица Юрского из зала не было видно. Цветов на бортике сцены море. Пришедшие проститься люди входили в зал, в партер через боковой вход сбоку, проходили несколько метров вдоль сцены, клали цветы на ее бортик и поднимались по лестнице центрального прохода к выходу из зала. Кто хотел, мог остаться или стоя в проходе или пройдя на балконы и в ложи. Все время тихо звучала музыка.

Позади гроба на заднюю стену сцену непрерывно проецировались очень крупно фотографии Юрского в разных его ролях и в разные годы жизни — смотреть их было наслаждением! Впервые я увидел на этих фотографиях и, видимо, уже никогда позже не увижу, какое множество ролей он сыграл! Но были и фотографии Юрского у себя дома, а также в разных местах, вместе с друзьями и одного.

Ведущий панихиду от микрофона, стоявшего сбоку сцены, читал поступившие телеграммы и объявлял выступавших.

Я услышал человек шесть. Ради услышанного, и хочу опубликовать этот пост.

Каково значение Юрского для отечественной культуры?

— об этом лучше всего сказал режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин: «Представьте себе, что мы сейчас хороним Гофмана. Юрский это Гофман» (Гофмана не было в нашей культуре 200 лет и не будет больше еще столько же).

Каким актером был Юрский?

— об этом очень ярко рассказал Кама Гинкас: «В Ленинграде, когда молодой Юрский играл Чацкого (а ему в театре это не очень давали делать) — на стенах театра люди писали: «Чацкий — только Юрский!». Мой отец приехал из Риги, чтобы посмотреть этот спектакль. Я спросил его: «Ну как?» Он ответил, что когда, стоя смотрел спектакль с балкона, то боялся, что его арестуют за то, что он видит,  каким и как Юрский играет Чацкого!».

Каким человеком был Юрский?

— об этом пронзительно рассказал Юлий Гусман: «40 лет назад в Баку мы с Юрским жили в одном пансионате. У меня был очень болен отец, уже очень старый человек, бакинец, который с грустью сказал Юрскому: «Я всегда мечтал услышать, как Вы читаете прозу, но к сожалению мне это уже не доведется». На следующий день, когда вся наша компания поехала в Баку, Юрский остался в пансионате. Он надел артистический фрак с бабочкой, артистические туфли, пришел в комнату к моему отцу и для него одного, единственного его зрителя — два часа читал прозу. Через две недели мой отец умер. Я часто думаю, о своем отце и при этом всегда вспоминаю Сергея Юрского».

Как Юрский относился сам и какого отношения к профессии артиста ждал от других?

— об этом сказал Левитин. «Когда в зале Чайковского Юрский читал «Евгения Онегина», толпа не попавших в зал людей сломала на улице двери и прорвалась в зал. В это время Юрский уже был на сцене и успел произнести: «Евгений Онегин. ГЛАВА ПЕРВАЯ» и эпиграф первой главы. «Но в зале стоял шум от прорвавшихся в зал людей, которые еще не расселись в проходах, по ступенькам. Юрский подождал и сказал: «Нет, так я читать не буду» и ушел со сцены. Когда шум утих, он снова вышел. И начал так: «Евгений Онегин. ГЛАВА ВТОРАЯ».

Фото: Zborg