Обладатель Гран-при первого фестиваля «Золотой Дюк» 1988 года вынужден эмигрировать из России (ФОТО)

Суббота , 23 марта 2019, 16:28
Об этом сообщил на своей странице в Fасеbооk российский блогер Михаил Бурдин.
Обладатель Гран-при первого фестиваля «Золотой Дюк» 1988 года вынужден эмигрировать из России (ФОТО)

Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия, написал он.

«Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых — фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности».

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин.

Своими воспоминаниями о режиссере поделился известный одесский журналист и кинокритик Евгений Женин.

ТАЛАНТ — ВНЕ ЗАКОНА

Первого лауреата Гран-При самого легендарного, еще с Марчелло Мастроянни (а не с Викторией Тигипко!) «Золотого Дюка», — Юрия Мамина неизменно встречали, сопровождали и провожали сполна заслуженными овациями. Его редкостно интеллигентные фильмы, со дня премьеры и поныне ФОНТАНирующие искрометным талантом и блистательной иронией, остаются как Пиршеством Духа для гурманов, так и Окном в Париж для тоскующих в рашкостанской тундре ХХІ века. Но при этом режиссера исправно и методично третировали сначала «патриоты»-антисемиты из общества «Память», а потом от его феерических телепрограмм брезгливо отфыркивались тупорылые начальствующие номенклатурщики.

На замечательном фестивале «Нестыдное кино» мне выпало везение каждодневно общаться с этим удивительным человеком. Неповторимый флер наших неспешных разговоров по пути с вечерних просмотров в гостиницу искрится и витает в памяти и сейчас, три десятка лет спустя.

— Знаешь, чем отличается наше с тобой поколение от нынешнего? — спросил он меня как-то.

— Чем, Юра?

— Мы с тобой читали «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого. А эти знают, что там есть «клевый эпизод, где Наташа Ростова танцует на балу со Штирлицем в четвертой, кажется, серии»...

Он говорил о поколении, которому на стыке 80-90-х было по 20.

А нынешние двадцатилетние и фильм-то «Война и мир» смотреть не станут, не говоря уже о книге. Им другое с лубянско-кремлядских амвонов проповедуют. Что же удивляться тому, что сегодня я узнал: Юра эмигрирует.

В ленте «Предсказание» Эльдара Рязанова, у которого Мамин считался любимейшим учеником, с экрана звучат слова: «У этой страны нет будущего, и бегство отсюда – это не эмиграция, а эвакуация». Честное слово, очень хотелось бы, чтобы классик в этом случае ошибся. Но, увы, он попал в точку. Там, где все выдувается мединскими и михалковыми, где на лавры экранной классики претендуют грязные конъюнктурные поделки, вроде «Матча» или «Августа восьмого», — кинорежиссеру и гуманисту Юрию Мамину и впрямь делать нечего.

Фото: FB Евгений Женин, Росбалт