День флота на одесском морвокзале: как не надо организовывать экскурсии на корабли
Центральным мероприятием в честь дня флота для простых одесситов стали экскурсии по боевым и пограничным кораблям, ошвартованным у причалов морского вокзала. С 11 до 17 часов средний десантный корабль "Кировоград", ракетный катер "Прилуки" ВМС Украины, а также пограничные сторожевой корабль "Григорий Куропятников" и патрульный катер "Балаклава" принимали гостей от мала до велика.
На первый обывательский взгляд, сразу при входе на площадь перед зданием морского вокзала, открывалась весьма привлекательная картина. У причала стоят два больших и два маленьких военных корабля. Вокруг бродят вооруженные до зубов морпехи, готовые испепелить любого врага взглядом. Очереди у трапов кораблей совсем небольшие - надо всего лишь спуститься вниз и подойти к кораблям. Но не тут-то было! Пройдя 300 метров под палящим солнцем до лестниц в самом конце набережной, у церкви Святого Николая и яхт-клуба, желающие оморячиться шли еще 300 метров по причалу - тоже под палящим солнцем. И натыкались на забор, охраняемый внушительного вида держимордами в пограничных погонах. От них исходила шокирующая информация: "Здесь прохода нет. Группы для посещения кораблей формируются внутри морского вокзала. Пройдите пожалуйста". Пройти в здание морского вокзала - это еще два раза по 300 метров солнцепека, итого - более километра жары. А внутри - немалая очередь в огромном, но непроветриваемом и некондиционированном душном зале.
Фактически, одесситам предложили отстоять в очереди дважды - сначала в морском вокзале, в духоте, затем - на причале, на самом жарком месте. Что думали по этому поводу родители, вынужденные тащить маленьких детей дважды, туда и обратно, по солнцепеку только для того, чтобы стать в очередь - описать культурно не получится. Что думали некоторые пожилые люди - тоже словами не описать. А все потому, что организовавшие посещение кораблей капитаны и адмиралы даже не подумали вывесить несколько щитов или табличек с указанием правильного пути на площади перед зданием морского вокзала или в павильоне, ведущем от улицы Приморской к мосту над железной дорогой - там, где это увидели бы все входящие. Или же могли бы поставить в этих же самых "проходных" местах нескольких матросов, направлявших бы посетителей сразу в зал морвокзала - правильным курсом.
На борт кораблей одесситов пускали группами по 20 человек - на "Кировоград" и "Григорий Куропятников" и по 5-10 человек на катера. При этом для групп не предусмотрели специальных сопровождающих, которые объяснили бы элементарные правила техники безопасности и не следили за гостями, особенно за любопытными и неосторожными детьми. В результате, многие имели немалый шанс споткнуться о какую-нибудь торчащую из палубы железяку, совершенно не мешающую привыкшим к ней морякам, но очень неудобную для человека, впервые оказавшегося на борту боевого корабля. Причем, споткнуться - это еще полбеды. Столь же легко было упасть за борт или удариться головой о что-либо металлическое, нависающее сверху, с подволока, или, покрутив какой-нибудь вентиль, устроить аврал. К слову, несколько раз экскурсанты оставались в потенциально опасных местах вроде ходового мостика на десантном "Кировограде" вообще без присутствия кого-либо из экипажа корабля.
Кроме обычных граждан на корабли пришел посмотреть мэр Одессы Геннадий Труханов. Для различных VIP-персон вроде мэра, комфлота, адмиралов и чиновников на галерее второго этажа морского вокзала накрыли стол. Кроме политиков, на корабли также привели организованными группами школьников из почетного караула Поста №1 на Аллее Славы, курсантов военных и морских училищ.