Исповедь люстратора: «Матвийчука с его “Народным бюджетом” не выдержал даже режим»
– Удивлена, увидев вас в числе кандидатов. Почему вы идете в политику? Для чего вам это нужно?
– Я таировский. Вырос на Таирова, учился в 63-й школе. Являюсь выпускником 51-й школы, где окончил 9-10-й классы. Отсюда я ушел в армию, служил в погранвойсках. Я хочу, чтобы мой район представлял одессит! Я не думал идти на выборы. Но когда увидел, что на 133-м округе во власть рвется человек, с которым я, работая в Администрации президента, три года боролся, а также боролся с такими, как он, то принял решение идти и продолжить эту борьбу.
– На экс-губернатора Матвийчука намекаете?
– Не намекаю, а прямо говорю об этом.
– Вы вызвали своего оппонента на дебаты. О чем хотите подискутировать?
– Сказать ему мне нечего. Я у него спросить хочу, например, про 8 тысяч добрых дел, о которых он твердит в своей рекламе. Вообще, представляете: 3 года на должности – это 900 рабочих дней. То есть, делая в среднем даже по 8 добрых дел в сутки при восьмичасовом рабочем дне, выходит – по одному доброму делу в час. Интересно знать, какие именно это дела? А главное, какую пользу они принесли нашему региону и обществу. Пусть он расскажет также о своей главной грандиозной постановке «Народный бюджет», которую торжественно презентовали в Оперном театре. Это масштабнейшая «опера» по затратной части. Вот я и хочу пообщаться и расспросить режиссера и постановщика этого грандиозного театрального действа о нюансах. Ведь до комизма доходит! Этот человек приписывает себе буквально все прелести этого мира. Восход, закат солнца происходят благодаря ему. За звезды, туман, морской бриз и бабье лето мы тоже должны сказать «спасибо» Матвийчуку. И весь пиар делался за бюджетные деньги. Он сформировал культ личности за бюджетные деньги. И верхом цинизма является то, что он спрятал все это за словом «народ».
– Вы сказали, что боролись с ним 3 года, будучи в Администрации президента. Каким же образом?
– Функцией главного контрольно-ревизионного управления Администрации президента, в котором я работал, как раз и была проверка чиновников высших эшелонов власти. По сути, мы занимались люстрацией чиновников в условиях режима Януковича. И хочу отметить, что я работал в Администрации не президента Януковича, а в Администрации президента. О моей деятельности можно узнать по проверкам работы Костусева, Матвийчука. Я занимался ревизией их деятельности перед тем, как их сняли. Скажу так: Матвийчука с его «Народным бюджетом» не выдержал даже режим.
– Хотелось бы узнать также подробности увольнения Костусева.
– На самом деле Алексей Костусев – довольно начитанный, интеллигентный, эрудированный человек. Но как политик, как градоначальник он не состоялся. И он это понял, но не смог признаться себе. Он искренне верил, что делает хорошо. Но он не готов был справиться с валом городских вопросов и проблем. Ведь мэр – это не просто орден на груди и ленточка, а это еще и канализация, свет, дороги. Мэр – это обыкновенный главный завхоз. И организовать это хозяйство он не смог. Ранее он возглавлял Антимонопольный комитет, был народным депутатом. Но работа в Киеве и Одессе – две большие разницы. Он даже был больше киевлянином, поставленным сюда режимом, чем одесситом.
– Как лично вас коснулась ситуация в стране?
– Я стал безработным. 1 декабря 2013 года, когда глава Администрации президента Сергей Левочки подал в отставку, мы – члены его команды – также написали заявления об увольнении. Но на самом деле Майдан я воспринимаю только как позитив. Это должно было произойти. Рано или поздно. На второй Майдан против режима пришли вполне успешные люди. Это был действительно интеллектуальный Майдан. Люди вышли на него от безысходности. Им даже не смогли толком объяснить, почему сменился экономический вектор. Одним росчерком пера. Причем пера человека, которого я и директором колхоза бы не назначил, а не то что премьер-министром. И я говорю это с профессиональной точки зрения – я знаю это по проверкам. Не хочется говорить о негативе. Это уже в прошлом. Но с его пережитками, которые еще остались, я как раз и иду бороться.
Вот Матвийчук – это рудимент прошлого. Этот человек проводил идеологию «семьи», идеологию режима Януковича. И сейчас он хочет вернуться обратно. У него нет ничего нового, что можно предложить людям. Зато есть лозунг «Сделано много – сделаю больше». Подразумевается: натворил такого, а возьмете гречку – натворю еще больше. Самое печальное, что некоторые готовы голосовать за продуктовый набор, не понимая, что это всего лишь легкая прививка, как сиюминутный гормон счастья. А потом за него придется нести ответственность. Ведь вы выбираете человека не на один год.
– Януковича тоже выбрали люди…
– Совершенно верно. Януковича выбрали люди. И искренне в это верили. Возможно, и сейчас есть те, кто считает, что при нем было хорошо. Доллар был по 8, коммунальные платежи были меньше. Только они не говорят, что это тоже было своего рода сиюминутным удовольствием. С учетом того, что творилось в экономике, доллар вечно по 8 не мог быть. Рано или поздно – все должно было скатиться.
– С точки зрения профессионального «люстратора», что вы думаете о принятом законе?
– Такой закон должен быть. Но не в этой редакции. Как раз именно «матвийчукам» дали шанс. А многие, которые являлись просто винтиками системы, были хорошими профессионалами и работали на зарплату – те попадают под закон. Считаю, что его нужно полностью менять, оставив только название. И это, заметьте, говорит человек, который под действие этого закона не попадает. В том числе из-за такого несовершенного закона и происходит мусорная люстрация, этот беспредел. Народ разочаровался в том, что при кормушках остались все те же коррупционеры. Но ничего хорошего из этого не выйдет. Такой чиновник вылезет из мусорного бака и пойдет заниматься своими делами дальше. А люди себя подставляют. Чиновники и сами скоро начнут в баки прыгать, только чтобы иметь возможность и дальше продолжать свое дело. И такой слоган – «Каждому чиновнику по персональному мусорнику».
– Многие говорят, что однажды возможен третий Майдан.
– Никто не хочет, чтобы он был. Просто политики, которые сейчас находятся в верхах, должны всегда понимать, что только благодаря Майдану они получили эту власть. Иначе однажды люди могут им напомнить об этом. Кстати, перед вами – человек, который награжден почетным знаком «Гвардии революции». Я отстоял Майдан 2004 года полностью. И входил в ряды народного союза «Наша Украина». Но вспомните, какое постигло всех разочарование. Я искренне не хотел бы, чтобы и в этот раз так случилось.
– Ключевой вопрос для кандидатов – какую позицию, по-вашему, должна занимать Одесса?
– Одесса всегда была и останется в составе унитарной Украины. Я считаю, что корень всех зол заложен во времена Ющенко. Я уверен в этом. Его идеологическая ошибка в том, что он из всех нас попытался сделать украинцев. А в Одессе, между прочим, проживает больше 150 национальностей. Из нас надо было делать патриотов Украины, а он делал из всех одну нацию. Мы все действительно гордимся тем, что мы одесситы. Хотелось бы, чтобы мы также гордились тем, что мы украинцы. И на каждом доме, чтобы у нас висели флаги. Жаль, что нас беда объединила, а не радость.
– Есть силы, которые хотят раскачать ситуацию. Что с этим делать?
– Они и будут раскачивать. А виноваты все мы. Некоторые нечистоплотные политики пользуются ситуацией, а другие ведутся на тех, кто пользуется. Если мы будем продаваться за гречку, если мы перестанем анализировать, если мы будем вестись на красивые слова, тогда нас раскачают.
– Как говорят, скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Кто ваш друг в одесском политикуме?
– В политике нет друзей. Их и не может быть. Наши политики дружить не научились. Только воевать. Кстати, я не считаю себя политиком. То, чем я хочу заниматься – это возможность созидать, возможность что-то сделать для людей, для своего города.
– Вы говорили о том, что нужно избавляться от пережитков прошлого. И тем не менее в списке «Оппозиционного блока», от которого вы идете на выборы, много «регионалов».
– Наш блок взял лучшее, что было от Партии регионов, лучшее от всего, что было, оставив весь негатив. У нас много толковых, грамотных профессионалов, ТОП-менеджеров новой формации. Конечно, есть и лица из прошлого. Но, заметьте, такие лица есть во всех списках политических партий, которые идут на выборы. И это печально.
– Факт – у вашего оппонента Матвийчука – стропроцентная узнаваемость и соответственно больше шансов протии в парламент.
– Я готов пожертвовать своими амбициями, если для общей победы и для объединения демократических сил Одессы нужно снять свою кандидатуру в пользу другого кандидата от 133-го округа. Мне важно, чтобы победил одессит, который любит свой город. А одессит – это тот, кто принимает образ жизни Одессы, ее колорит, ее ауру и энергетику. Это должен быть необязательно человек, родившийся здесь. Это тот, кто принимает нашу самобытность. Одессит – это человек, у которого кумиры и идеалы – Маразли, Де Рибас, Ришелье. Одессит восхищается своим городом, он любит здесь все: море, деревья, землю, окружающих людей.
– Может, Матвийчук тоже любит здесь все?
– Я не уверен в том, что он любит Одессу. Но в том, что он любит бюджет Одесской области, я не сомневаюсь.
– Вы потеряли работу почти год назад. Чем занимаетесь, на что живете?
– Я никогда не был бедствующим человеком. Я пришел в чиновники из бизнеса. У меня есть за что жить. Так что пособие по безработице я не оформлял. Чем занимаюсь? Воспитываю детей: моему сыну – 6 лет, а дочери в декабре исполнится 2 года. Так что мне есть чем заниматься. Я любящий, любимый папа и муж. Я счастлив, что у меня сейчас есть время проводить со своей семьей.
– У вас недавно был день рождения. Чего хотели бы пожелать себе?
– Я хочу видеть счастливыми Одессу и ее жителей, когда все работает, все цветет, когда не страшно выходить на улицу. Я хочу, чтобы были стабильность и мир. А всем нашим гражданам я хочу пожелать просто счастья. А что такое счастливый человек? Это когда ты Бога чаще благодаришь, чем просишь о чем-то.
– Можете ли себя назвать счастливым?
– Да, могу. Даже за те испытания, которые нам посылаются свыше, надо благодарить. Люди, организации, страны развиваются и совершенствуются через кризис. Вот мы его испытываем сейчас. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Мы стали сильнее.