Стихи, музыка и видео-арт: Сергей Жадан представил переписку между Ним и Нею (ФОТОРЕПОРТАЖ, ОБНОВЛЕНО)
Спектакль во Дворце моряков (Приморский бул., 9) задержался на полчаса. Как только огромный холодный зал почти полностью наполнился зрителями, без лишних слов вступления началось представление.
Этот уникальный по красоте формы и содержания проект был задуман как переписка между Ним и Нею. Задуман и воплощен творением о тонкой и исчезающей материи — нежности. Сергей Жадан читал свои произведения из «Месопотамии» и других сборников за Него. За Нее отвечала видеопроекция и contemporary dance австрийской танцовщицы. «Любовь» звучит за произведение 15 раз, 9 раз повторяется «нежность» и «ничего», дважды называется «война».
Музыкальную составляющую обеспечивали инструменалисты Алексей Ворсоба из Белоруссии (аккордеон) и Влад Креймер из Донецка (электро-скрипка и шумы). Сергей Жадан появлялся из-за кулис и читал свои стихотворения, иногда совсем новые, еще неизданные. На киноэкране за ними рисовался видео-арт, созданный одесситом Николаем Карабиновичем. Танцевальные па и нервные движения являла своим телом Андреа Мария Хандлер — выпускница Университета им. Антона Брукнера по специальности «перформанс». Андреа является автором сольных перформансов и участником проектов австрийских хореографов. Она присоединилась к проекту последней.
По словам режиссера Ольги Михайлюк, идея проекта родилась в Одессе два с половиной года назад, и со временем обрела форму спектакля.
«О нежности говорить настолько же просто, насколько и бессмысленно. Именно поэтому возникает искушение в разговоре о ней использовать не так слова, как отдельные буквы, не так музыку, как отдельные звуки, не так танец, как отдельные движения. Ведь нежность — это и есть отдельные движения», — прокомментировал произведение поэт Сергей Жадан.
Немного смутил спортивный костюм на танцовщице Хандлер, он совершенно не подходил общей эстетике представления. Вообще не понятым осталось присутствие рукописей, с которых весь хронометраж читал автор. Он держал их перед лицом, прикрытым и так микрофоном, совершенно не двигаясь по сцене, не играя (не считая ухода за кулисы). Ведь автор знает свои произведения наизусть, а портативные радио-микрофоны уже не новинка. Кстати, в середине выступления микрофон отказал вовсе, и из тишины зала стали доноситься «ничого не чути» толерантной и воспитанной публики. А видео и графика, созданные одесситом для одесского зала в соотношении сторон 4:3 проецировалось на экран 2,35:1, что создало ряд неудобств для прочтения мелкого рукописного текста зрителям даже в первом ряду.
После окончания выступления, Сергей Жадан представил творческую группу и попросил внимания. Он поведал о том, что час назад скончался его друг в Запорожье, и попросил минуту молчания в память о всех, кого теряет Украина каждый день. Его подавленное состояние не остановило воспитанную публику от автограф-сессии на билетах и книгах, проданных перед началом, хоть у артиста и оставалось совсем немного времени до отправления поезда в Киев.
Лев Райзман