Одесские чиновники от архитектуры решили больше не учитывать общественное мнение при застройке города высотками
По словам заместителя начальника управления архитектуры и градоитростроительства Марата Касимова, в Одессе больше не будет проводить официальное общественное обсуждение любой градостроительной документации. На данном этапе, после принятия Генплана в прошлом году, речь идет об уточняющих его детальных планах территории и, в долгосрочной перспективе, о внесении изменений в Генплан.
Вместо процедуры общественного обсуждения, когда граждане могут ознакомиться с проектом и затем в письменном виде подать свои замечания и предложения, и общественных слушаний, где происходит то же самое, но в форме слегка регламентированного народного собрания, одесситам предлагают всего лишь публикацию проектов в муниципальных СМИ - на сайте горсовета и в газете "Одесский Вестник".
Ранее итоги общественного обсуждения хоть как-то учитывались властью - так, резолюции по итогам общественных слушаний вносились в проект решения горсовета, который затем утверждался или не утверждался депутатами.
При этом Марат Касимов посетовал на отсутствие денег у управления архитектуры на проведение общественных слушаний и мотивировал отказ от них изменениями в законодательстве: "Утверждение градостроительной документации осуществляется в соответствии с другим законом, а не согласно Уставу территориальной громады Одессы. Есть Закон Украины о регулировании градостроительной деятельности, в котором есть статья "общественные слушания", есть постановление Кабмина №555 "О порядке проведения общественных слушаний" при рассмотрении градостроительной документации на местном уровне. Теперь, что касается Устава: общественные слушания могут быть обязательными и инициативными. Обязательные проводятся в случаях обсуждения проектов градостроительной документации в соответствии с законодательством о регулировании градостроительной деятельности. То есть сам Устав в данном случае нам регламентирует, что слушания должны проводится в соответствии с законом "О регулировании градостроительной деятельности".
Редакция Южного Курьера проанализировала упомянутые Касимовым изменения в законодательстве и убедилась, что процедура действительно изменилась. Вместо обязательного общественного обсуждения теперь предусмотрено назначение общественных слушаний по иницитиве местного органа самоуправления - областного, городского или районного управления архитектуры. То есть, решение - проводить или не проводить общественные слушания теперь отдано на откуп чиновикам среднего уровня.
Таким образом, у одесситов осталась одна легальная возможность лично влиять на градостроительную политику в городе. Это инициативные общественные слушания, для которых, по Уставу города, надо организовать официальную инициативную группу, собрать несколько тысяч подписей и за свой счет организовать само мероприятие.
В Одессе решению управления архитектуры не проводить общественные слушания предшествовало несколько скандалов. Сначала, с вопиющими нарушениями процедуры в начале 2015 года провели инициативные общественные слушаний по реконструкции Ланжерона и Трассы Здоровья. Затем, летом-осенью 2015 года состоялось несколько обязательны общественных слушаний по заказанным компаниями "Кадорр" и "Будова" детальным планам территории в элитных районах города. На одни из таких слушаний, по ДПТ на Гагаринском плато, "Кадорр" предоставил проект детального плана без положенных по закону исходных данных, в результате чего слушания были признаны несостоявшимися. Провалившиеся общественные слушания тогдашний начальник облуправления охраны культурного наследия Владимир Мещеряков официально охарактеризовал как "частное собрание людей, обсуждающих частный проект архитектора, разработанный на основе непонятно каких исходных данных". Вскоре после этого Мещеряков был вынужден покинуть свой пост в связи с реорганизацией Одесской областной администрации, которую спонсирует через фонд "На благо Одессы" владелец "Кадорра" Аднан Киван.
После этого еще одни общественные слушания по застройке тем же "Кадорром" территории Одесского университета были вообще перенесены и так и не состоялись.