Судьбу одесского Французского бульвара решат независимые транспортные эксперты
Проблема превращения Французского бульвара из курортной зоны в оживленную транспортную магистраль встала еще десять лет назад, когда летом 2007 года от имени тогдашнего главного архитектора Одессы Владимира Колокольникова были озвучены планы мэрии по расширению бульвара, ликвидации трамвая и возможности запуска троллейбуса. Этот план коррелировал с возможоностью застройки приморских склонов большим количеством высотных зданий компанией "Миханики Украина". Против застройки склонов с 2005 года выступала "Экологическая команда Одессы", а судьбой Французского бульвара озаботилась группа одесситов во главе с редактором Южного Курьера Александром Вельможко. В результате серии акций протеста и публикаций в СМИ администрация тогдашнего мэра Эдуарда Гурвица не решилась уничтожать Французский бульвар.
Позже, в 2008 году, Французский бульвар стал одним из исторических ареалов города по принятому тогда историко-архитектурному опорному плану города, который в 2015 году стал ключевой частью Генерального плана Одессы. Это закрепило исторический статус бульвара и построенных на нем зданий, однако не помешало застройщикам возводить прямо на красной линии высотки, превышающие разрешенные Генпланом параметры.
В 2013 году градостроительный совет и депутаты горсовета приняли детальный план территории, предусматривающий возможность на одном из участков бульвара его расширение до четырех полос с опусканием выделенных трамвайных путей в одну плоскость с проезжей частью. К счастью, этот план не был осуществлен и не будет осуществляться.
За 2008-2015 гг. Французский бульвар утратил значительную часть зеленых насаждений. Это произошло в результате целенаправленного их уничтожения сотрудниками коммунального предприятия "Горзелентрест" и ураганов. В результате этого осенью 2016 года было уничтожено последнее дерево "внутренних рядов" - между проезжей частью и трамвайными путями. В качестве компенсации одесситы высадили осенью 2015 года несколько сотен деревьев - за что удостоились эпитета "шизофреники" от мэра.
Сейчас Французский бульвар находится не в лучшем состоянии. Его выложенная гранитной брусчаткой проезжая часть "убита" многотонными грузовиками, тротуары разбиты, трамвайные пути еще в более-менее приличном состоянии, но нуждаются в ремонте. Все усугубляет отсутствие или неудовлетворительное состояние ливневой канализации - в результате чего бульвар после каждого сильного дождя превращается в реку. Кроме того, поскольку вдоль бульвара и около него построили массу новых высотных жилых домов, а параллельный проспект Шевченко не справляется с нагрузкой, Французский бульвар превратился в транспортную магистраль, в том числе транзитную, и застрял в пробке.
Поэтому вопрос того, что Французский бульвар надо реконструировать - действительно назрел. В мэрии не знают., как это сделать с возможностью расширения проезжей части, общественность города выступает против такого варианта. "Ураганы очень сильно повредили деревья, многие попросту отжили свой век, поэтому зеленых насаждений на Французском бульваре уже не так много, как хотелось бы. Отсутствие ливневки регулярно превращает бульвар в непроезжаемую зону, качество брусчатки снизилось из-за постоянной езды большегрузных машин. Поэтому делать что-то с Французским бульваром надо, но пока нет четкого понимания, что именно. Поэтому мы проведем тендер, выберем компанию, дождемся заключения, после чего соберем общественность и будем решать вопрос, опираясь на какой-то конкретный план" - заявил сегодня во время сессии городского совета мэр города Геннадий Труханов.
Ранее неофициально озвучивались планы создания совместной рабочей группы из чиновников мэрии, экспертов строительной и транспортной отрасли Одессы, экологов и представителей общественности, а также готовность мэрии к проектировнию реконструкции. Судя по заявлению Труханова, эта идея оставлена в прошлом, и судьбой Французского бульвара займется, совершенно официально, некая профильная компания, после чего составленный ею проект будет обсуждать общественность Одессы.
Редакция Южного Курьера уже предлагала свой вариант реконструкции бульвара, основанный на коренной модернизации инженерных сетей и сохранении его нынешней компоновоки с узкой проезжей частью и выделенными по бокам от нее трамвайными путями.