Мэр Одессы назвал оползни одной из главных опасностей для города
Обсуждая проект решения исполкома о берегоукреплении в Аркадии, где по вине застройщиков как у самого берега ("Морская Симфония"), так и наверху склона ("Кадорр"), назревает масштабный оползень и уже сейчас понемногу ползет берег, из уст мэра Одессы Геннадия Труханова прозвучала фраза о том, что город "ползет в море", что подразумевает немалую опасность.
"Мы неоднократно посещали Брюссель, в настоящее время активно работает группа сотрудников Еврокомиссии, которая изучает ситуацию по берегоукреплению и берегозащите. Это тот фундамент, на котором стоит Одесса. Сегодня город ползет в море, территория пляжей уменьшается" - заявил Труханов.
Анализируя данное высказывание, надо сказать, что впервые, пожалуй, впервые городские власти всерьез осознали проблему оползней, о которой столько говорят экологи, геологи, гидрологи и просто общественные активисты последние 10-12 лет.
Изначально большая часть побережья Одессы от порта и мыса Ланжерон в сторону Фонтана представляла собой постоянно подверженные оползням обрывы, которые лишь изредка перемежались устьями балок. После серии оползней в 1950-х гг, на уровне правительства СССР было принято решение о строительстве масштабной системы берегоукрепления в Одессе, на которую за два десятка лет потратили более миллиарда полновесных советских рублей.
Система основывалась на трех "китах". Первый из них - система искусственных насыпных песчаных пляжей со сложным каменисто-щебеночным основанием и волнорезами в нескольких десятках метрах от уреза воды - для защиты побережья от морских волн. Второй - искусственное уполаживание склонов с их укреплением за счет массовой высадки деревьев - так вместо крутых обрывов появился парк Юбилейный и Трасса Здоровья. Третий - система дренажа, отводящая поверхностные и подземные воды в шахты, штольни и через наземные сточные канавы в море.
Сейчас все элементы этой системы изношены и, так или иначе, нарушили свою целостность.
С одной стороны, уменьшилась площадь песчаных пляжей за счет их размывания. Масштабный намыв песка в 2007 году не решил проблему. С другой стороны, система дренажа либо предельно изношена, либо, в некоторых местах уничтожена - так как прямо на выходах дренажных шахт строятся частные жилые особняки. С третьей, верхняя кромка склонов вдоль Французского бульвара и от Аркадии до 10-й станции Фонтана чрезвычайно интенсивно застраиваются - и огромные высотные здания создают многотысячетонную нагрузку на склон.
В некоторых местах побережья застраивается и верхняя, и нижняя кромка склонов. Так, в конце Французского бульвара ведется с 2008 года строительство высотного жилого дома, ранее проектируемого как гостиница, а ныне замаскированного как "апартаменты". Над ним, на Гагаринском плато, несколько строительных компаний возвели более десятка высоток, и строятся новые - в том числе от компании "Кадорр" и высотка "Гринвуд". В самой Аркадии у самой воды строятся высотный жилой комплекс "Морская Симфония" и аквапарк с рестораном, а над ними, вдоль улицы Каманина - "Кадорр" возводит, в нарушение детального плана территории и Генплана, несколько высоток. На 10-й станции Фонтана у самого моря под видом "спасательной станции" построен комплекс "Маристелла", а над ним строится еще несколько многоэтажных жилых домов.
Таким образом, естественный износ созданной в 1960-1970-е годы берегоукрепительной системы вместе с нынешним чрезмерно интенсивным строительством многоэтажных жилых домов в прибрежной зоне в комплексе создали проблему оползней такого масштаба, от которого могут пострадать сотни и тысячи людей. Причем не просто лишиться жилья, а и погибнуть в рухнувших в море многоэтажках. Именно поэтому мэр так обеспокоился - так как