Схема "прерванного транзита" по доставке украинских товаров в ОРДЛО
"Железной дорогой доставить товары в ОРДЛО невозможно. Украинским перевозчикам туда ездить нельзя – это нарушение законодательства и чревато ответственностью. И, тем не менее, на временно оккупированной территории украинских товаров масса. Как они туда попадают? Схема таких доставок не сложная, и о ней знает украинская служба безопасности. Правда, сделать пока ничего особо не может, поскольку прямого нарушения закона эти дельцы не допускают", - рассказывает Дмитрий Лёушкин.
Упрощенно, не вдаваясь в подробности ее можно описать так: начинается все с регистрации компании, например, в Грузии. Она покупает на полтавском заводе 20 тонн сахара и заказывает украинскому перевозчику его доставку, например, в Тбилиси. Фура заезжает на завод, загружается, совершенно официально проходит украинскую границу и направляется в сторону Грузии через таможенную территорию России. Правда, в сторону Новошахтинска и Ростова (это самые злачные места). И тут у перевозчика ломается машина. Он заезжает на российский таможенный терминал, выгружает груз и уезжает на ремонт в Украину. Предлогов уехать может быть очень много: от поломки, а также несоответствие санитарным нормам до отказа покупателя. В этот момент подключается компания из Грузии, которая хочет вернуть сахар на полтавский завод (ну не сладкий у них сахар оказался). Для этого она вызывает нового перевозчика, и совершенно случайно он из Донецка или Луганска. Официально же это тоже украинцы? Новая фура заезжает на российский терминал, загружается и отправляется в Полтаву, только уже через Изварино. Финал понятен – она теряется где-то на на просторах ОРДЛО вместе с сахаром, который потом очень скоро появляется на полках магазинов и рынков.
"Вот так они и работают. Официально это называется "Прерванный транзит". Этой схемой и пользуются дельцы. Формально они не нарушают таможенные и международные правила. Они могут даже довезти груз до Тбилиси, а потом «распробовать сахар» и вернуть его в Полтаву, только заехать в Украину через Изварино. Это ж украинская граница? Все по правилам. По такой схеме возятся почти все продукты питания украинского производства. Занимательно, но при этом статистика показывает увеличение товарооборота между Украиной и Грузией, которому так радуется наше правительство", - констатирует Дмитрий Лёушкин.
Если говорить о поставках в Крым – там схема сложнее.В основном пользуются паромом между Одессой и Керчью.
"То есть блокаду очень легко обходить. Схема "прерванный транзит" работает. Тех перевозчиков, которые практикуют эту схему - СБУ гоняет. Но только толку пока с этого мало, потому что официально они не нарушают никакие законы. То есть в этот процесс должен вмешаться законодатель, чтобы навести порядок раз и навсегда", - резюмирует Дмитрий Лёушкин.