Ассоциация архитекторов Одессы предлагает разработать стратегию развития города
В аналитическом материале, размещенном на официальном сайте Ассоциации, Николай Чепелев отмечает, что в Генеральном плане города прописаны решения по развитию городских территорий, большая часть из которых не будет реализована или будет, но в отдаленном будущем. «Новые магистрали, многоуровневые развязки, районы с деловой или общественной застройкой существуют только на бумаге. Пока что, как показывает практика, намерения застройщика оказываются весомее не только градостроительной документации и ДБТ [детальный план территории, - ред.], но и здравого смысла. Здравого смысла с точки зрения городского планирования», - подчеркивает он.
Как правило, - отмечает Николай Чепелев, - ДПТ для новой застройки показывает, что по соседству есть полупустые школы и поликлиники, пропускная способность дорог справится с увеличением количества машин, и все будет хорошо. «Только если посмотреть на все новые проекты, то окажется, что речь идет об одних и тех же школах, детсадах, дорогах. И в жизни существующая инфраструктура не справляется!», - отмечает архитектор.
«Конечно, - уточняет он, - часто в проектах показывают новые детские сады или школы, которые планируют построить во второй или третьей очереди строительства квартала. «Тут возникают проблемы реализации этих обещаний, которые пока остаются на бумаге. Яркий пример – комплекс из нескольких Жемчужин на Каманина. В составе застройки должна быть школа, однако застройщик на части территории решил возвести еще пару многоэтажек, и трехэтажная школа с территорией превратилась в учебно-воспитательный комплекс на 6 этажей практически без участка. И это тоже пока только на бумаге», - считает архитектор.
Что же делать? «Во-первых, разрабатывать стратегию развития города. Генплан можно не учитывать, он решает вопросы землепользования в первую очередь. Даже если брать за основу проектные решения Генплана, практика показывает, что они не реализуются. В составе этой стратегии должна быть разработана концепция городского планирования. И самое главное – эта стратегия должна последовательно воплощаться в жизнь.
Во-вторых, выполнять существующие нормы и положения Генплана. Каким бы спорным он ни был, даже в нем не предусмотрены высотки в центре города или кварталы с плотностью населения, вдвое превышающую нормативную.
В третьих, требовать от застройщиков на проектной стадии реальных расчетов нагрузки на городскую инфраструктуру и мероприятий по их компенсации. Новые школы, решения по дорожной и инженерной сети должны реализовываться в первую очередь.
Но пока, к сожалению, изменений в городской политике в этом направлении не видно. А при отсутствии политической воли изменений в процессах застройки города вряд ли можно дождаться», - подчеркивает Николай Чепелев.