Сохранение Воронцовской колоннады как памятника архитектуры под большим вопросом

Суббота , 9 июня 2018, 11:17
Более двух суток не стихает скандал вокруг реставрации Воронцовской колоннады: общественники и представители архитектурного сообщества обвинили подрядчика - «Одескоммунэкологию» в уничтожении памятника. Управление охраны объектов культурного наследия ОГА выдало предписание о приостановке реставрации. Генподрядчик, после разъяснения ситуации, заявил, что реставрационные работы идут согласно проекту.
Сохранение Воронцовской колоннады как памятника архитектуры под большим вопросом

Это не реставрация, а уничтожение, - архитектор Анатолий Изотов

Одним из первых, 7 июня, тревогу забил краевед Евгений Сокольский, выложив на своей странице в Facebook фотоографии, свидетельствующие о том, что на объекте работает тяжелая техника. Он отметил, что "в прошлом году мэрия обещала восстановить её в первоначальном (аутентичном) виде, какой она была при Воронцове". "Колоннада была аккуратно разобрана, все балки были пронумерованы, гнилые балки обещали заменить на точно такие же новые, был сделан анализ краски, которой она была первоначально покрыта, раскопан амфитеатр, найдено настоящее, сланцевое покрытие крыши... А в итоге, благодаря генеральному подрядчику ООО "Одессакоммунэкология", и его представителю Максиму Игнатьеву, началось обычное для нашего города варварское уничтожение очередной архитектурной легенды города", - подчеркнул Евгений Сокольский.

Далее с жесткой оценкой происходящего выступил архитектор Анатолий Изотов, возглавлявший в 2017 году группу архитектурного отдела Национального научно-исследовательского реставрационного центра. "На сегодня это не реставрация, а уничтожение всего того, что благодаря заказчику работ — Управлению капитального строительства ОГС и руководства города, в прошлом году расчищалось щетками, сохранялось, изучалось и предполагалось проектом: восстановление исторического облика. Из этого делаю вывод, что на объекте ведётся хаотическая работа, чтобы успеть его сдать вовремя. Ничего общего с реставрацией нет", - отметил Анатолий Изотов.

В результате, 7 июня, управления охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации обязало генподрядчика приостановить реставрацию. Поскольку земляные работы на Приморском бульваре проводятся с нарушениями. Более того, на момент вручения предписания тяжелая техника работала без присмотра археологов. "В прошлом году был заключен договор между организацией, выполняющей работы, и институтом археологии. Здесь присутствовали археологи, следили за проведением земляных именно работ. Пока археологов здесь нет. По каким причинам - я не знаю. И поэтому эти работы являются не совсем законными", - сообщил главный специалист управления культуры, национальностей, религии и охраны объектов культурного наследия ОГА Алексей Присяжнюк.


 

Это будет аутентичный вид, -  представитель генподрядчика Максим Игнатьев.

8 июня представитель генподрядчика "Одессакоммунэкология" Максим Игнатьев и главный инженер проекта Сергей Тихонюк встретились с журналистами.  

Максим Игнатьев заявил, что предписание из ОГА пока к ним не поступало, а ремонт продолжается: началось восстановление антаблемента и кровельной части бельведера, проводится штукатурка стен и подготовка их к облицовке, идет восстановление амфитеатра и боковых лестниц. "Это будет аутентичный вид с применением материалов, которые использовались при начальном строительстве», - заверил журналистов Максим Игнатьев. "Верх будет накрыт материалом, который привозился сюда графом Воронцовым из Англии. Это сланец. До этого кровля была накрыта оцинкованным металлом", - добавил он.

По словам Максима Игнатьева, балки перекрытия должны быть деревянными, но часть конструктивных элементов, возможно, заменят на железобетон. По этому поводу, однако, должно приниматься отдельное решение, отображенное в проектной документации и согласованное со всеми соответствующими ведомствами. Заметим, что, судя по запечатленной на фотографиях опалублке для железобетона, все перекрытия уже меняют с аутентичных на совершенно иные.

Комментируя заявление Анатолия Изотова, представитель "Одессакоммунэкологии" отметил, что это "личное  мнение общественного деятеля", заметив при этом, что архитектор работал над проектом до конца 2017 года, а сейчас научное сопровождение ведёт вместо него Лидия Карпенко. "Изотов оказал неоценимую услугу как проектировщикам, так и строителям. Составленная под его руководством документация будет служить дорожной картой для дальнейшей работы", - подчеркнул Максим Игнатьев.

Со своей стороны главный инженер проекта Сергей Тихонюк сообщил о том, что проектом предусмотрена перекладка камней части амфитеатра. Первоначально планировалось, что перекладку правой части произведут на 30%, а левой – на 70%. "Когда начались работы, мы обнаружили, что перекладки предусмотренных объемов и восстановления монолитности кладки амфитеатра недостаточно. Пришлось выполнить демонтаж ряда элементов с составлением маркировочной карты. Согласно ей, все материалы, которые возможны для вторичного использования, будут возвращены обратно", - подчеркнул он. Также прозвучало, что в ходе реставрации некоторые конструктивные элементы восстановят из пиленого ракушечника, согласно первоначальной форме амфитеатра, в тех же габаритах и визуальных характеристиках.


 

Мы научились строить новое, но не научились беречь наследие, - архитектор Андрей Черненко

Вечером 8 июня в эфире ТРК "Одесса" со своей оценкой ситуации вокруг реставрации Воронцовской колоннады выступил соучредитель ОО "Ассоциация архитекторов Одессы" Андрей  Черненко. Рассказывая об особенностях архитектурной схемы колоннады (шарнирная система), архитектор обратил внимание на опалубку и перекрытие с использованием железобетона. По его мнению, если это будет более жесткая конструкция, то "наша колоннада может сломаться". "Мы научились строить новое, но не научились беречь наследие", - отметил Андрей Черненко.


То есть, несмотря на заявления представителя генподрядчика "Одессакоммунэкология" Максима Игнатьева и главного инженера проекта Сергея Тихонюка тревога за судьбу памятника истории и архитектуры остается.  

Фото: Евгений Сокольский