Что будет с памятником одесскому изобретателю подводных лодок XIX века
«Там [имеется ввиду 411-я батарея, - ред.] у нас уже есть бронепоезд, подводная лодка, думаю, можно будет красиво сделать», - отметил мэр Одессы.
«Не знаю, кого осенило его там установить, но кого-то осенило. И если сейчас это хоть как-то вяжется с тематикой, все-таки Победа, подводные лодки, то раньше это был парк имени Ленина, и причем тут Ленин и подводные лодки?», - отметил Геннадий Труханов.
P.S. К сожалению, мэр Одессы, по всей вероятности не знает, в честь кого установлен памятник, как он выразился, «мужику, которого съела рыба». Не ведают об этом и его многочисленные советники: иначе такого серьезного конфуза не произошло бы по определению.
Напомним, Стефан Карлович Джевецкий родился 26 июля 1843 года в имении Кунка Подольской губернии (ныне – Гайсинский район) в 100 км от Винницы в семье дворян польского происхождения. Его отец Кароль Джевецкий был владельцем конного завода, польским офицером. В историю Украины, не только Одессы, Стефан Джевецкий вошел как ученый, конструктор и изобретатель в области судостроения, авиации и морской техники, один из первых конструкторов подводных лодок. По его проекту Военное ведомство Российской империи в 1880-х гг. построило более 50 подводных лодок - с экипажем из четырех человек, с педальным приводом для движения и вооруженных минами.
Большое внимание Стефан Джевецкий уделял проблеме подводного плавания. Он прекрасно особщавал, что лодка, способная приблизиться к вражескому кораблю, оставаясь невидимой, представляла грозное военное оружие. И он начал работать в этой области. В результате Стефан Джевецкий сконструировал в Одессе первую одноместную подводную лодку, приводимую в движение педальной системой, вращающей винт. Вооружение этой малой лодки состояло из мины, снаряженной взрывчаткой, которая должна была прикрепляться к корпусу вражеского корабля. Подрыв взрывчатки осуществлялся с помощью кабеля, после чего подводная лодка должна была удалиться от вражеского корабля. В августе 1878 года на Одесском рейде Джевецкий испытал свою первую подводную лодку. Испытания прошли более чем успешно. В результате по его проекту было построено 50 подводных лодок.
Умер Стефан Карлович Джевецкий в Париже 23 апреля 1938 года. То есть, знаменитый одессит не имеет никакого отношения ни к Героической обороне Одессы в 1941 году, ни ко Второй мировой войне.
Памятник ему установили в Одессе на проспекте Шевченко весной 2004 года, во время 41-го международного конгресса подводников.