Одесские курсанты вернулись из морского похода
Поход состоялся в составе полноценной тактической группы учебных катеров, в состав которой входили три учебных катера: «Новая Каховка», «Смела» и «Чигирин», сообщили в Управлении коммуникаций и прессы Министерства обороны Украины.
Первым пунктом назначения для этой группы стал турецкий порт Гельджюк. Там содержится главная база ВМС Турции. Для того, чтобы в него попасть, эскадра должна была пройти через Босфор. Катера проводили через пролив экипажи, но курсанты также выполняли все надлежащие задачи, а именно — дублировали прокладки курса, несли вахту на руле, были сигнальщиками, радиометристами и тому подобное. Это бесценный опыт, ведь не зря Босфор считают одним из самых сложных в мире районов для судоходства из-за интенсивного движения транзитных судов, паромов, мелких судов, течения до шести узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам пользоваться помощью лоцманов для транзитного прохода через Босфор.
В турецком порту курсанты провели четыре дня. Естественно, состоялись протокольные встречи с руководством базы и городскими властями, но самое главное моряков ждало впереди. В Гельджуке находится самый современный в Турции полигон борьбы за живучесть, который ничем не уступает известному американскому USS Trayer (корабль-симулятор, который используют ВМС США в подготовке новобранцев для борьбы за живучесть). И украинские курсанты и экипажи катеров могли пройти базовый курс борьбы за живучесть по той же программе, по которой готовят турецких моряков.
Затем катерная группа отправилась в румынский порт Констанцу. Сразу по возвращению в родное Черное море, эскадра попала в четырехбалльный шторм.
— Для обеспечения безопасности плавания надо было держать курс по волне, а если бы мы и дальше шли таким курсом, то вышли бы где-то в районе Батуми. Поэтому было решено вернуться на Босфор, там турецкая сторона предоставила нам место для якорной стоянки, где мы переждали шторм, а уже на следующий день взяли курс на Констанцу, — рассказывает преподаватель кафедры вооружения, связи и автоматизированных систем управления капитан 2 ранга Сергей Казнадий.
В Румынии наши курсанты приняли участие в торжественных мероприятиях по случаю столетия ВМС Румынии, провели совместные тренировки с румынскими моряками и отправились в следующий пункт, а именно — в болгарскую Варну. Там будущие морские офицеры ознакомились с учебно-материальной базой Военно-морской академии имени Никогда Вапцарова.
Кроме того, во время переходов морем курсанты отрабатывали собственные корабельные боевые учения. Штурманы прокладывали курс, механики несли вахту в машинном отделении. Также они тренировались спасать людей, оказавшихся за бортом. Кроме того, было проведено обучение по передаче грузов на ходу, отрабатывались вопросы общего маневрирования в составе тактической группы. Во время учений применялись руководящие документы и требования, по которым работают на кораблях стран-членов НАТО.
— Возможно, это звучит банально, но для меня этот опыт был чрезвычайно важным, — поделился впечатлениями старшина 2 статьи Богдан Дорощук. — Я убедился, что служба на море — это тяжелый труд, от успешности которого зависит не только исправность корабля, но и жизнь всего экипажа. Во время шторма, в который попали, когда выходили из Босфора, мы увидели, что учебный катер — это лишь игрушка в руках морской стихии. Нужно знать возможности своего корабля, его материальную часть, чтобы принять единственно правильное решение.
Фото: сайт МО Украины