Указ о военном положении ждет одобрения Верховной Рады: что он означает
Фактически, подписанный Петром Порошенко указ вводит в действие режим военного положения. Процедурно это выглядит как вступление в силу соответствующего решения Совета национальной безопасности и Украины, принятого нынешней ночью. Затем указ президента должна утвердить Верховная Рада. Созванное для этого внеочередное заседание Рады началось в 16 часов 26 ноября и продолжается со скандалом.
По сути, режим военного положения введен на ограниченный срок в один месяц - с 14 часов 26 ноября по 14 часов 25 декабря. Таким образом, выборы президента и предвыборная кампания, которая официально начнется 1 февраля, не отменяются. Президента мы будем выбирать, как и изначально предполагалось, 31 марта. "В декабре я внесу проект решения парламента о дате президентских выборов, который должны произойти, в соответствии с Конституцией, 31 марта 2019 года. Точка" - прокомментировал этот момент сам Порошенко.
Генеральному штабу поручено немедленно организовать противовоздушную оборону городов, промышленных и стратегических объектов, подготовиться к немедленному началу выполнения всех необходимых планов впредооенного времени по мере необходимости, принять меры по проведению частичной мобилизации резервистов, включить в систему обеспечения режима военного положения силовые структуры других ведомств. Мобилизация касается только резервистов первой очереди, остальных сейчас военкоматы трогать не будут.
Структурам МВД и СБУ поручено немедленно принять меры по усиленному режиму поддержания общественного порядка, охраны иностранных дипломатических миссий, объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
СБУ и другим структурам поручено принять меры по кибербезопасности. Это, очевидно, в первую очередь касается предотвращения хакерских атак на компьютерные сети государственных и силовых организаций, систем транспорта. О фактической цензуре в СМИ речь не идет. Также возможно ограничение некоторых гражданских свобод на период военного положения, которые являются отклонением от имеющихся конституционных норм и международных соглашений, действующих в мирное время. Однако, конкретные ограничения, если и будут вводиться, то по отдельности.
Министерству иностранных дел поручено принять меры для максимально быстрого созыва Совета безопасности ООН, ПАСЕ и обратиться к гарантам безопасности Украины по Будапештскому меморандуму.
Далее цитируем текст указа полностью на русском языке:
В связи с очередным актом вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации, состоявшегося 25 ноября 2018 в районе Керченского пролива против кораблей Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, который имел тяжелые последствия, другими агрессивными действиями Российской Федерации в Азовском и Черном морях, имеющейся угрозой широкомасштабного вторжения в Украину вооруженных сил Российской Федерации, на фоне оккупации Российской Федерацией территории Автономной Республики Крым и части Донецкой и Луганской областей, с целью адекватного реагирования на е скалацию вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, учитывая отсутствие других, предусмотренных Конституцией и законами Украины, возможностей для отпора вооруженной агрессии, обеспечения национальной безопасности, пресечения распространения террористической угрозы, представляющей опасность независимости Украины, ее территориальной целостности, для создания условий по осуществлению органами государственной власти, военным командованием, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями предоставленных им полномочий, необходимых д я предотвращения угрозы и обеспечения территориальной целостности Украины, ее национальной безопасности Совет национальной безопасности и обороны Украины решил:
1. Констатировать, что действия Российской Федерации против кораблей Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, которые имели тяжелые последствия, составляют преступление вооруженной агрессии и подпадают под пункты "с" и "d" статьи 3 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 Декабрь 1974.
2. Признать необходимым введение в Украине особого правового режима для создания условий с отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угроз государственной независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины.
3. Предложить Президенту Украины ввести с 14 часов 00 минут 26 ноября 2018 военное положение в Украине сроком на 60 суток до 14 часов 00 минут 25 января 2019.
4. Министерству иностранных дел Украины:
- обратиться к государствам, которые подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, с предложением немедленно организовать консультации по поводу акта вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины;
- безотлагательно инициировать созыв заседаний Совета Безопасности ООН, Постоянного Совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- организовать консультации Президента Украины, Министра иностранных дел Украины с лидерами союзных и партнерских государств, Европейского Союза, руководством ООН, ОБСЕ, других международных организаций.
5. Министерству иностранных дел Украины, Министерству информационной политики Украины безотлагательно организовать информационную кампанию по доведению до руководства иностранных государств, влиятельных международных политических, экономических, общественных кругов объективной информации об очередном акте вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины.
6. Министерству обороны Украины, Генеральному штабу Вооруженных Сил Украины безотлагательно в установленном порядке уточнить Мобилизационный план Вооруженных Сил Украины, в частности объемы призыва резервистов оперативного резерва первой очереди.
7. Генеральному штабу Вооруженных Сил Украины безотлагательно:
1) подать Президенту Украины предложения о введении в действие документов по вопросам применения Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
2) организовать противовоздушную оборону Украины с целью прикрытия важных государственных объектов, промышленных районов, административных центров государства и группировок войск (сил) от ударов с воздуха;
3) внести на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины предложения по привлечению других военных формирований и правоохранительных органов к осуществлению мер правового режима военного положения;
4) предусмотреть меры частичной мобилизации, организовать и провести учебные сборы с резервистами оперативного резерва в необходимых объемах.
8. Министерству внутренних дел Украины, Службе безопасности Украины принять неотложные меры с целью обеспечения общественного порядка, охраны и обороны объектов критической инфраструктуры, охраны иностранных дипломатических представительств.
9. Службе безопасности Украины принять безотлагательные меры по усилению контрразведывательной, антитеррористического и контрдиверсионные режима, информационной безопасности.
10. Службе безопасности Украины, Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, другим субъектам обеспечения кибербезопасности принять меры по обеспечению кибербезопасности.
11. Администрации Государственной пограничной службы Украины усилить охрану государственной границы с Российской Федерацией и административной границе с Автономной Республикой Крым.
12. Тайно.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Турчинов