Сергей Гайдай: в Украине существуют два государства
Официально
Одессит, учился в мореходном училище технического флота, затем в гидрометеорологическом институте. По первой специальности океанолог. Затем учился в Киевском театральном институте имени Карпенко-Карого, после чего подался в медиа, оттуда в бизнес-маркетологи, после чего занялся политтехнологиями.
В активе Сергея Гайдая лично и его компании "Гайдай.ком" - более 80 избирательных кампаний всех уровней в Украине и России. Например - неоднократно "проводил" в Госдуму РФ Ирину Хакамаду. В 2002 г. был советником кандидатов в Верховную Раду от партии "Наша Украина" по Винницкой области, а также советником Петра Порошенко, который тогда возглавлял избирательный штаб "Нашей Украины". В 2003 году - работа в штабе на президентских выборах за кандидата Анатолия Кинаха. В 2004 г. на выборах президента Украины - руководитель группы специальных проектов в штабе Виктора Ющенко. Затем - множество предвыборных проектов и избирательных кампаний в Украине на самом разном уровне. С 2014 г. деятельность в России не вел.
Сергей Гайдай о себе
- Я, наверное, довольно-таки убежденный либертарианец. Если говорить о мировоззрении, то я больше атеист, человек, который любит науку, а не какие-нибудь верования и так далее. Хотя и не отрицаю, что есть что-то непознанное - но это вполне вкладывается в научное мировоззрение.
- Если говорить о профессии - я маркетолог. Маркетинг - это род деятельности, который рождает спрос. Услуги, товары, идеи, политика. Моя карьера в коммерческом маркетинге превратилась в собственный бизнес. Я долгое время работал в рекламных агенствах и был таким "креатором", который придумывает рекламу. В данный момент я отказался от такого вида деятельности, и все, что оттуда осталось - я придумываю рекламу, я являюсь маркетологом для собственного бизнеса. Но в другой моей персональной сфере я остался маркетологом политическим. Я оказываю маркетинговые услуги для политиков.
Сергей Гайдай о политике и политиках
- Политика не может существовать без маркетинга, политического маркетинга. Потому что суть политики - это родить спрос на себя, и этот спрос "переплавить" в голоса, преобразования, реформы. Если я вам говорю, что маркетинг - это деятельность по созданию спроса, то политика - это деятельность по созданию среды обитания. Среда обитания создается только в договоре с людьми. А ты с ними можешь договориться, если ты "родил" спрос на себя, на свои идеи, на свои планы, на свои программы.
- Человек и идея в нынешней Украине - это неотделимые вещи. Нельзя сказать "вот душа" и "вот тело" .Душа без тела не живет. Когда я говорю о политике, то говорю о настоящей политике..Украина же - страна уникальная. Здесь политическая жизнь проистекает в двух плоскостях. Реальных, настоящих политиков очень мало. Они только-только сейчас где-то возникают. А политику используют как ширму для другого вида деятельности. Это называется стяжательство.
Сергей Гайдай о стяжателях и политической ширме
- И вот смотрите, стяжатели для нас играют политиков. Например, я активно считаю, что президент и его команда - это группа стяжателей, которые занимаются этим уже порядка тридцати лет, из них двадцать лет в открытой политике. Но они вам строят очень красивую ширму, в том числе используя специалистов, таких как я по профессии, рождая на себя спрос. Но это ширма, потому что за этой ширмой находится то, что является их реальной сутью - стяжательство. Они эксплуатируют эту страну. Они являются ее владельцами. Они сидят на основных ресурсных потоках этой страны, предъявляя вам какую-то публичную часть, на которую вы ловитесь. И это главный конфликт современности. Более того, наверное в этой стране уникальное явление - из всех президентов, из всех, как бы, властителей, Петр Алексеевич, наверное, наиболее талантливый в построении медиа-машины и машин информации. И это родило очень опасное для гражданского общества Украины, которое всегда было таким противовесом власти.
- Петр Алексеевич смог построить пропагандистскую машину. Он в этом талантлив невероятно. Это привело к расколу гражданского общества наполовину. Родилось такое явление как "порохоботство", Более того, мы находимся в тех днях, когда оно просто доведено до истерики.
Сергей Гайдай о президентах и евроинтеграции
- Вспомните, при Кучме гражданское общество, тогда еще очень маленькое, боролось с его авторитарными, олигархическими проявлениями, когда он активно строил ту теневую часть, которую активно пытаются скрыть. При Ющенко был разгул гражданского общества, потому что сам Ющенко был приведен гражданским обществом к власти благодаря первому Майдан. При Януковиче снова вернулась назад и снова была такая попытка в стиле Кучмы построить вот эту ширму, и выглядела она очень странно. Там были мотивы, например, "мы идем в Европу", команда Януковича активно готовила подписание евроинтеграции, это был многолетний труд по подготовке документов, определенных законодательных изменений. А затем он перепугался, он реально испугался, потому что Путин реально надавил в духе "ну ты ж понимаешь, какие последствия тебя ожидают, тебе жизни не будет. Плюс, пообещал деньги, большие деньги: "тебе Евросоюз откажет в кредитах, но какие проблемы, мы будем давать кредиты не хуже".
Сергей Гайдай о Зеленском
- Я не являюсь сторонником Зеленско-го. Это политик, который пока не состоялся. Там пока нечему быть сторонником. Пока Зеленский для меня - это перемены. Какие - не знаю, но точно - перемены.
- Персонажи вроде Лукаш и Портнова - это не столько кадры из команды Зеленского, сколько те, кто радуются уходу Петра Порошенко как своего личного врага и, как бы, поддерживают Зеленского. Вряд ли те же Лукаш с Портновым будут занимать какую-то должность как одиозные и токсичные фигуры. Другое дело, что в его команде поговаривают о наличии Дубины, во вторых, говорят о Богдане, который работал в правительстве Януковича и еще о каких-то людях. Но там же есть Данилюк, который тоже работал у Януковича
Сергей Гайдай о системе Порошенко
- А вот рожденная за пять лет построения вот этого симулякра, публичного государства, которого нет, для прикрытия своих стяжательских целей, губительна. В реальности строится модель "русского мира". Стяжательство в модели "русского мира" имеет следующие черты: власть сакральна и не обсуждаема, она одна и не сменяема, ее подкрепляет церковь как идеологическое основание сакральности, оппозиции нет - это смута, любая критика власти и оппозиционная деятельность это смута, гражданское общество должно поддерживать власть, а не ее критиковать, ибо ты тогда агент Москвы, ты против Украины, власть это Украина и есть. А все это прикрыто большой крупной коррупцией, стяжательством, то есть.
- Это такая сословно-феодальная экономика, в которой реального развития нету. Развитие есть, когда ты сюда деньги привлекаешь. Когда ты здесь рождаешь поле экономической деятельности. Конкурентное, разное, свободное, открытое, где государство не мешает, а только создает условия. Та же экономика, которую строит Петр Алексеевич - это экономика плантации. Поделили ресурсы, эксплуатируют, а деньги выводят куда-то в более комфортные зоны, потому что здесь рано или поздно все может смениться. С активами сложнее - их трудно выводить. Хотя они активно покупают активы и в Европе, и в России...
Сергей Гайдай о внешней агрессии
- Я уверен, если бы Петр Алексеевич мог бы отменить российскую агрессию и вернуть все назад - он бы это сделал. Но он этого не может.
- Чем интересны стяжатели, в отличие от государственных деятелей и политиков. Они приспосабливаются к любой ситуации, любую ситуацию обращают себе на выгоду. И это правда, что теперь Петр Алексеевич не просто войну использует как оправдание всех своих действий. На выпады о коррупции и воровстве, в том числе и у армии, он отвечает примерно: "Подожди, у нас война, нельзя меня критиковать, потому что я единственный, кто вас защищает от агрессора". И второе - он использует войну как средство обогащения. Был огромный бизнес, основанный на товарообмене с оккупированными территориями, на "черной контрабанде". Когда против этого боролись активисты, Петр Алексеевич с ними боролся, но потом под давлением придумал обход, хотя официально все прикрыли. Они зарабатывают на всем. Стяжателям, как саранче, по....н, что жрать. Будет война - будет зарабатывать на войне, будет мир - будет зарабатывать на мире.
Сергей Гайдай о нынешних выборах
- Это борьба тех, кто готов прощать все и выключить всю моральную рефлексию, верить в проукраинские лозунги, которые являются абсолютной ширмой и фейками и теми, кто крайне недоволен, протестует на разных основаниях. Кто-то протестует, потому что уже просто не может жить в условиях нынешних коммунальных платежей и условий выживания, кто-то не готов мириться с ложью,
- У Петра Алексеевича есть возможность контролировать ЦИК, контролировать подсчет голосов. Я понимаю или, точнее, питаю иллюзию, что есть противовесы в виде его политических конкурентов. Это тот же Аваков, который все еще сохраняет независимую площадку у власти, в МВД. Есть позиция Запада, которому очень важно, чтобы власть в Киеве сменилась легитимно, со строгим соблюдением формальной демократической процедуры. Им не важно, кто придет к власти, им важно, чтобы не были нарушены демократические процедуры.
Сергей Гайдай о будущей инфраструктуре
- Я сторонник переноса столицы из Киева в географический центр Украины. Это примерно - Черкасская область. Там надо строить город, как Вашингтон, город для чиновников. Там же - крупнейший авиахаб с рейсами на весь мир. Там же - узел новой сети железных дорог, с европейской колеей.
- Да, надо строить новые железные дороги, по кратчайшим путям, скоростные. С привлечением китайских инвесторов - они могут строить очень много, очень быстро, очень качественно. Китай за последние годы построил скоростных железных дорог больше, чем все остальные страны вместе взятые. Но существующая железная дорога должна остаться, даже с той же колеей - для грузов, для обычных поездов. А по новым пойдут скоростные экспрессы в Варшаву, Берлин, Париж, во все большие города Украины.
- В городах абсолютный приоритет должен иметь общественный транспорт. Я когда в Киеве - то езжу только на метро, оно самое быстрое, самое демократичное, самое предсказуемое. Или на велосипеде - но Одесса для велосипеда гораздо более дружественная, чем Киев.