Стало известно, на каком этапе находится проект скоростного трамвая в Одессе
Первым вопросом в повестке сегодняшнего совещания, которое прошло под руководством вице-мэра Анатолия Орловского, был отчёт о работе КП «Одесгорэлектротранс» о работе в 2019 году и выполнении утвержденной программы развития электротранспорта. Электротранспортного перевозчика представляла заместитель директора предприятия Наталия Колисниченко. По её словам, КП «ОГЭТ» сейчас является основным пассажирским перевозчиком в Одессе – трамваи и троллейбусы предприятия перевозят около 62% всех пассажиров в нашем городе. За девять месяцев этого года одесские трамваи и троллейбусы уже перевезли 146 миллионов пассажиров – это на 15% больше, чем за 9 месяцев прошлого года.
Доходы КП «ОГЭТ» от реализации проездных документов составили 145,8 млн. грн. на протяжении 9 месяцев (это связано с тем, что одесским электротранспортом очень активно пользуются пассажиры-льготники – расходы на перевозку этой категории пассажиров предприятию компенсируют из городского бюджета в виде дотации – ред.). Колисниченко отметила, что в последние годы наблюдается стойкая тенденция к росту пассажиропотока и транспортной работы трамваев и троллейбусов Одессы. В частности, за 9 месяцев 2019 гола трамваи и троллейбусы Одессы проехали 10 миллионов 702 тысячи километров – это на 15,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Наталия Колисниченко отметила, что предприятие ведет работу по популяризации месячных абонементных билетов на проезд в трамвае и троллейбусе. В частности, в конце прошлого года, когда принималось решение о повышении тарифа на проезд в электротранспорте, оно коснулось только разового билета – стоимость месячного абонемента осталась на уровне 2016 года. По словам Колисниченко, такой шаг – первый шаг к внедрению в Одессе безналичной формы оплаты проезда в электротранспорте. Она отметила, что благодаря достаточно низкой стоимости абонементов на проезд в электротранспорт, все больше одесситов покупает такие проездные документы. За 9 месяцев 2019 года от реализации проездных билетов КП «Одесгорэлектротранс» получило 9,9 миллионов гривен.
Наталия Колисниченко отметила, что КП «Одесгорэлектротранс» вот уже на протяжении длительного периода (с 2015 года) признают лучшим предприятием городского электротранспорта в Украине – такой рейтинг ежеквартально публикует ассоциация «Укрэлектротранс», которая объединяет предприятия городского электротранспорта Украины.
Заместитель директора КП «Одесгорэлектротранс» рассказала, что в этом году наконец-то началась реализация проекта создания магистрального трамвайного маршрута «Север – Юг». Этот проект, напомним, должен финансироваться за средств двух европейских банков – Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Кредитное соглашение с международными «донорами» проекта было подписано 2 сентября текущего года. На данный момент кредитное соглашение с ЕИБ находится на согласовании в Министерствах инфраструктуры и Министерстве финансов. В ближайшее время также будет согласован кредит Европейского банка реконструкции и развития в сумме 29,5 млн. евро для реализации проекта одесского скоростного трамвая.
На данный момент КП «Одесгорэлектротранс» ведет подготовку тендерной документации для закупки новых трамвайных вагонов для линии магистрального трамвая. Это будет 20 многосекционных трамваев с низким уровнем пола. После завершение формирования технического задания и другой тендерной документации, будет проведен открытый международный тендер по закупке новых трамваев – это должно случится уже в ноябре 2019 года.
Если ЕИБ финансирует подвижной состав для магистрального трамвая, а ЕБРР будет финансировать реконструкцию инфраструктуры. Часть работ по модернизации линии магистрального трамвая уже выполнена за счет средств городского бюджета Одессы. Это, в частности, реконструкция трамвайной инфраструктуры в район Пересыпских мостов, реконструкция улицы Софиевской и Преображенской. Работы также стартовали на спуске Маринеско.
Наталия Колисниченко отметила, что КП «Одесгорэлектротранс» постепенно решает задачу по повышению комфорта подвижного состава. Все трамваи и троллейбусы предприятия уже оборудованы GPS-трекерами, поэтому за их движением можно следить онлайн и с помощью специальных табло, установленных на остановках трамваев и троллейбусов. Транспорт оборудуют аудиоинформаторами.
Кроме закупки новых троллейбусов за средства ЕБРР (которые первыми в Украине имеют USB-зарядки), но и капитальный ремонт и сборка трамваев. В частности силами КП «Одесгорэлектротранс» проведена глубокая модернизация 22 трамвайных вагонов – они стали частично-низкопольными. В вагонно-ремонтных мастерских уже собрано 4 новых трамвая «Odissey», а также собран первый трехсекционный трамвайный вагон «Odissey Max», который имеет длину 31 метр и вмещает до 280 пассажиров. Этот вагон пока что проходит испытания – он должен быть сертифицирован для работы с пассажирами.
Заместитель руководителя КП «Одесгорэлектротранс» также сообщила, что наконец-то завтра работу с пассажирами начнет первый электробус, собранный в Одессе. Это чешский троллейбус «Skoda 21Tr», который в процессе модернизации получил устройство автономного хода от аккумуляторов. Этот троллейбус с автономным ходом был представлен на День города Одессы еще в прошлом году, однако больше года ушло на улаживание различных формальностей, связанных с испытаниями и сертификацией модернизированного троллейбуса. По словам Наталии Колисниченко, руководитель КП «ОГЭТ» Дмитрий Жеман сегодня в Киеве получает все необходимые документы, чтоб уже завтра электробус начал работу на маршруте № 10.
«Одесгорэлектротранс» также работает над повышением энергоэффективности предприятия. На данный момент предприятие является самым экономным предприятием в Украине – на один километр пробега «Одесгорэлектротранс» расходует всего 2,11 кВт-час. Это удалось сделать за счет внедрения светодиодного освещения как в депо, так и в подвижном составе, а также за счет модернизации трамвайных вагонов и закупки троллейбусов с современной электроникой. Кроме этого, рекомендации по энергосбережению реализуются во время ремонтов строений и сооружений предприятия.
Также в КП «Одесгорэлектротранс» также ведется большая работа по улучшению условий работы на предприятии. В частности, проведены ремонты в спортзале, общежитии и учебном комбинате, все сотрудники имеют медицинскую страховку. Дети сотрудников предприятия могут отдыхать в пансионате «Мрия». Несмотря на это, кадровая проблема остается весьма острой для КП «Одесгорэлектротранс». Предприятие работает с кадровыми агентствами и средствами массовой информации, создало информационно-рекрутинговый центр на базе предприятия. В результате проведенной кадровой работы в этом году увеличился приток кадров в «ОГЭТ» на 39%. Для того, чтоб преодолеть кадровый голод предприятие привлекло 216 сотрудников из других городов Украины.
Наталия Колисниченко также отметила, что КП «Одесгорэлектротранс» уделяет немало внимания сохранению исторической техники. На базе предприятия создано музей истории предприятия. В нем экспонируются не только восстановленная трамвайно-троллейбусная техника, но и документы из архива предприятия, а также раритетные фотографии, подаренные одесситами.
Участник аппаратного совещания Алексей Еремица задал вопрос о том, как сейчас обстоят дела с реализацией проекта «электронный билет» в Одессе. И попросил конкретизировать ситуацию с реализацией проекта «Север-Юг».
Заместитель городского головы Одессы Павел Вугельман сообщил, что по внедрению в одесском общественном транспорте электронного билета фактически все этапы пройдены. Сейчас город ждет одобрения от Европейского банка реконструкции и развития. Это одобрение необходимо потому, что банк кредитовал закупку троллейбусов и будет кредитовать развитие инфраструктуры.
Что касается реализации проекта «Север-Юг», то уже получен кредит на закупку вагонов, разрабатывается тендерная документация и тендер стартует в ноябре этого года. Вторая часть – обновление инфраструктуры. Ведутся переговоры с ЕБРР о выделении дополнительных средств – 27,5 млн. евро. Об этом рассказала Наталия Колисниченко.
Павел Вугельман объяснил, что проект магистрального трамвая в Одессе был презентован во время инвестиционного форума «Одесса 5Т» еще три года назад. Общая стоимость проекта оценивалась в 53 млн. евро. Основную часть средств для реализации проекта решили привлечь от международных «доноров» в виде кредитов, которые предоставляют Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития – 47 миллионов евро. Каждый из банков может выделить на проект не более 30 млн. евро. По словам Вугельмана, по одному кредиту (от ЕИБ) уже завершены все процедуры, по второму средства должны поступить в следующем году.