"Два дня, одна ночь" - премьера в Одессе
Вечером первого октября кинопрокатная компания «Артхаус Трафик» организовала в одесском Музее коньячного дела Шустова экслюзивный допремьерный показ к/ф «Два дня и одна ночь» (Deux jours, une nuit) Люка и Жан-Пьера Дарденн. В Киеве также состоялся допремьерный киносеанс и сеанс связи с режиссером и сценаристом Жан-Пьером по skype. Вчера картина вышла в национальный прокат, а также в столице началась ретроспектива фильмов братьев Дарденн.
Бенефис скромности Марийон Котийар (обладательница премий БАФТА, Оскар, Сезар, Золотой Глобус), которая половину своего экранного времени глотает сильнодействующее успокоительное и спит. Собственно, этим всем и диалогами с сослуживцами и супругом приковывают внимание зрителей авторы весь хронометраж своей новой полуторачасовой работы. Премьера ее состоялась весной на Каннском МКФ, где впервые очередной фильм Дарденн так и не лидировал во всех объявленных номинациях. Всего у братьев две «Пальмовые ветви», полученных за последние 15 лет. Первую — в 1999 года, несмотря на то, что снимали они с 70-ых.
В родном городе братьев-режиссеров — бельгийском уездном местечке Серен есть канал с рекой и двумя дорогами на двух берегах вдоль него. Безупречная метафора всякий раз на заднем плане едущего в транспорте персонажа Вселенной Дарденн. Ее просто запомнить навсегда и легко не спутать, увидев вновь. Узнаваемость канала одной из 5 самых старых рек — это символ уникальности острых социальных драм братьев Дарденн.
В этих местах происходит действие к/ф «Два дня и одна ночь» и снятого почти десять лет назад обладателя второй «Пальмовой ветви» к/ф «Дитя» (L`Enfant, 2005). Тут же снимали к/ф «Розетта» (1999). Свою первую кинорецензию я попытался оформить в ЖЖ-блоге именно на фильм «Дитя», после его премьеры в кишиневском кинотеатре «Гаудеамус». Постоянный оператор режиссеров Ален Маркоэн неизменно трясет «ручную» камеру.
Бельгийская девушка, прилежная мать и реабилитировавшаяся работница выясняет, что 15 ее сотрудников получат премию, если управятся с работой без нее. Она встречается с каждым из них в течение двух выходных дней, чтобы отговорить брать тысячу евро и позволить ей сохранить источник дохода ее семьи.
На основе тайного голосования будет решена судьба ее рабочего места и совести других европейцев. Палитра характеров и типажей изобилует социальным неравенством и всеми предрассудками, исходящими из этого. Лавина эмоций людей, приближенных к этому конфликту, сносит на своем пути европейский снобизм и выглядит правдоподобно на экране. Как игра голливудской «звезды» Котийар, имитирующая здесь самого обычного человека.
В городе Серен в почти одинаковых кирпичных домах живет около шестидесяти тысяч очень разных человек. С моральными принципами и нравами некоторых рекомендовано познакомиться на примере европейской провинции современному украинскому обществу. В том числе перед предстоящими выборами в парламент. Решающий все выбор стал трендом года. «Своим фильмом мы не хотели осудить тех, кто выбрал деньги. Мы хотели предложить вам поставить себя на место этих людей», — сказал вчера в skype-конференции Жан-Пьер.
«Достоинство и возможность осознанного выбора — то, что отличает Европу от, например, России, страны, где традиционно принято валить любые беды на кого-то чужого, постороннего: жидомасонов, правительство, Америку или Украину. Фильмы Дарденнов — о том, как при встрече с этим чужаком, с пресловутым посторонним, проверяется твоя способность остаться человеком и взглянуть в зеркало, не отводя глаз», — пишет Антон Долин в «Афиша Воздух».
«Такое впечатление создается, когда смотришь фильм в России и мало что знаешь о тонкостях бельгийской жизни и речевого этикета. В оригинале каждая реплика и каждый кадр испещрены культурными кодами, и каждый второстепенный персонаж фильма – это объект для дешифровки. Вспомните наш знаменитый «Гараж» – сколько всего могли понять советские зрители о его персонажах просто по их манере одеваться! И густота культурных кодов была одним из компонентов успеха ленты. «Два дня, одна ночь» в этом отношении устроена схоже, но ко многим ее кодам у нас нет ключей», — в «Empire» (Борис Иванов).
«Борьба Сандры (Марион Котийяр) за рабочее место, которого она лишилась в маленькой фирме во время голосования коллег, не желающих отказываться от премии в тысячу евро, развивает историю Розетты, бившейся за рабочее место с животным остервенением, неустанным и одновременно бессильным. Но это не так», — о параллелях с к/ф «Розетта» (Rosetta) пишет Зара Абдуллаева для «Искусство Кино».
«Сюжетный каркас нового фильма еще легче, чем прежде: сутулая Сандра в розовой майке наедине сначала с одним, потом с другим, потом с третьим — и так до последнего коллеги (арт-директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо назвал это кино вестерном, в котором девушке-ковбою предстоит серия поединков). Но в лес человеческих взаимодействий Дарденны на этот раз проникают еще глубже — кажется, что так глубоко вообще не бывает», — Мария Кувшинова для «Афиши».
Лев Райзман