"Гнилые местечки" одесской демократии (ФОТО)

Четверг , 26 марта 2015, 08:50
Во время "генплановской" сессии Одесский горсовет выглядел так - в избранных фото Южного Курьера. И пока все говорят о Генплане, мы поговорим о чем-то куда более близком - выборах.
"Гнилые местечки" одесской демократии (ФОТО)

Депутаты обсуждали один пункт повестки дня о Генеральном плане почти два часа - удивительно много как для одного вопроса. Обычно за пару часов горсовет успевает принять два-три десятка решений - почти без обсуждения, иногда пакетно. Скорость принятия решений, в основном, зависит от чисто технических моментов - подсчета голосов, времени на прочтение названия проекта решения и, собственно голосования.

Правда, в муниципальном собрании есть некоторое количество депутатов, регулярно выступающих, требующих хоть какой-то справедливости или не принятия явно коррупционных и противоречащих интересам города решений. Однако, их количество невелико - менее десятка на 120 народных избранников. И, соответственно, погоды эти депутаты не делают, а предлагаемые ими решения не принимаются молчаливым, но сплоченным горсоветовским большинством, объединяющимся то под брендом "Нашей Одессы" Гурвица, то под бело-голубыми региональными флагами, то под бело-голубым лозунгом "Доверяй делам".

В самом деле, чьи интересы сейчас представляют депутаты горсовета, если последние довыборы показывают явку менее 20% избирателей, а количество проголосовавших за победителей этих самых недавних довыборов - всего около тысячи человек? И кого представляют остальные депутаты горсовета, если, по данным социологических опросов, три четверти одесситов не знают, кто является депутатами горсовета, а более половины - просто не в курсе того, что принимает на сессиях горсовет? Получается, что горсовет и народ живут в каких-то параллельных реальностях.

А значит это совершенно простую вещь. Демократии в местном самоуправлении больше нет, есть ее имитация. Есть выборы, на которых ходит очень небольшой процент людей. Есть победители выборов, скупившие голоса немногочисленных избирателей. А приходят эти редкие, но постоянные гости избирательных участков, скорее всего, за гречкой - потому что гречку раздают. Дальнейшая же работа горсовета происходит совершенно оторванно от народа, который безмолвствует.

Попахивает же такая "демократия" гнильцой. Как попахивала гнильцой демократия в Англии в начале XIX века. Тогда даже специальное обозначение придумали - "гнилые местечки" - то есть, избирательные округа в сельской глубинке с минимальным числом избирателей. Кандидат приезжал перед выборами в такое "гнилое местечко", отваливал десятку избирателей по нескольку золотых гиней - и с легкостью необычайной становился депутатом Парламента, верша затем судьбы Англии и всего мира.

С 1832 по 1885 годы английский парламентаризм огнем и мечом боролся с "гнилыми местечками" - за полвека ликвидировали более 200 таких, с позволения сказать, избирательных округов, а места в парламенте передали новым крупным промышленным городам. Как же Одессе провести ее реформу местного самоуправления, чтобы раз и навсегда, а не за 50 лет, избавиться от гнили?

Александр Вельможко