Фотопрогулка по руинам одесского завода

Среда , 13 мая 2015, 12:38
Руины завода Краян сейчас напоминают пейзажи постапокалипсиса и обстановку из компьютерных игр. К тому же
Фотопрогулка по руинам одесского завода

Завод Краян, когда-то выпускавший огромное количество автомобильных подъемных кранов, начинал свою историю в 1863 году как мастерские по ремонту и даже строительству паровозов для построенной в 1865 году в Одессе железной дороги. На краны он перепрофилировался уже в ХХ веке - в 1930 году. В 1941 году на заводе ремонтировали танки, строили "одесские" танки "НИ" и бронепоезда.

Начиная с паровых кранов на железнодорожном ходу, завод после Великой Отечественной войны перешел на строительство автомобильных кранов, в том числе особо крупных и мощных грузоподъемностью до 250 тонн.

После развала СССР завод еще несколько лет выпускал автокраны под маркой "Краян". Но уже в начале 2000-х, после серии рейдерских атак, производство фактически прекратилось. Уцелевшие цеха между железной дорогой и улицей Шота Руставели стали использоваться как склады. А старые цеха, между магистральной железной дорогой и путями станции Одесса-Товарная, окончательно пришли в упадок. Станки и прочее оборудование рейдеры вывезли и продали на металлолом. А цехи превратились в руины, держащиеся на честном слове.

Один из таких заброшенных цехов, стоящий вплотную к магистральным железнодорожным путям, рухнул два месяца назад - 13 марта. Обломки попали прямо на проходивший мимо скоростной поезд "Интерсити". Только небольшая скорость поезда в этот момент спасла его от схода с рельсов и человеческих жертв.

Итогом стало то, что городские власти впервые обратили внимание на проблему и выдали руководству холдинга "Краян" предписание разобрать все аварийные строения вдоль железной дороги. За два месяца в авральном порядке разобрали только завалы рухнувшего цеха. Остальные аварийные конструкции, в том числе и уцелевшая половина злополучного цеха, остались - дирекция "Краяна" игнорирует преписания мэрии и опасность для поездов.

Один из магистральных путей, вплотную примыкающий к развалинам промышленной архитектуры, все это время закрыт для движения. По магистральной линии, превратившейся теперь в однопутку, ходят только пригородные электрички и, изредка, пассажирские поезда в направлении вокзала. Основной же пассажирский трафик переведен на пути станции Одесса-Товарная.

Перспективы территории завода "Краян" туманны. Это место, зажатое между железнодорожными путями, не годится под жилую застройку - так как территорию надо в буквальном смысле зачищать от развалин и подводить к ней транспортную развязку. А строительные компании не могут себе такого позволить - ведь гораздо выгоднее застраивать высотками центр города и побережье. А вот устройство на месте цехов "Краяна" технопарка и бизнес-инкубатора с максимальным  использованием старых цехов как памятников промышленной архитектуры вполне возможно.