Прогулка по чреву Одессы: улица Пишоновская (ФОТО)

Пятница , 19 августа 2016, 15:00
Мы продолжаем фотопрогулки по колоритным местам Одессы с богатейшей историей. Сейчас в поле зрения Южного Курьера попала улица Пишоновская, названная в честь "пудренного короля" Старой Одессы месье Пишона - в виде двух фотоподборок, снятых сейчас и десять лет назад.
Прогулка по чреву Одессы: улица Пишоновская (ФОТО)

Современная улица Пишоновская тянется от Старопортофранковской в сторону Балковской. Но не доходит до нее, а упирается в обрывистый склон, где делает поворот на 90 градусов на улицу Дюковскую. С Балковской же она связана Пишоновским спуском, выходящим на задворки Приморского районного суда и Матросскую Слободку. Сейчас Пишоновская выглядит как смесь старой малоэтажной застройки с существенной примесью современных 8-12-этажных жилых домов, построенных за последние 10-15 лет. 

Изначально улица Пишоновская была немного длиннее - она доходила до улицы Новосельского, к перекрестку с улицей Конной. В настоящее время тут имеется проход для пешеходов между Новосельского и Старопортофранковской между зданиями начала и середины XX века. То есть, до определенного момента улица Конная, проходящая около Нового Рынка, фактически продолжалась почти до самой Водяной балки. Отсюда и первое название улицы Пишоновской - Водяной переулок, которое фигурирует, как минимум, до 1838 года.


Современные пейзажи Пишоновской, 2016 год

Но почему Пишоновская? Все очень просто. Когда Одессе было, официально, всего три года после знаменитого указа Екатерины II об основании города, уже в 1797 году бывший капитан французской службы Пишон уже имел здесь фабрику пудры, на которой имелось семь мельниц. Это, конечно, не Дальние Мельницы, но все же. Рискнем предположить, что в новый город на берегу Черного моря Пишон прибыл в разгар событий Французской революции, возможно даже - спасаясь от универсального средства от головной боли в виде гильотины.


Увитые зеленью трущобы, 2006 год

Так или иначе, но прошло всего чуть более десяти лет с момента первого упоминания пудренной фабрики, а ее владелец уже завоевал серьезную репутацию. Его продукцию массово использовал для украшения причесок сильных мира сего бывший куафер (парикмахер) казненной французской королевы Марии-Антуанетты Леонард, который, в отличие от королевы, смог эмигрировать. "Большое облегчение имел в работе Леонард, пользуясь весьма недурною пудрою, которая всегда выделывалась в Одессе на специальной фабрике Пишона" - пишет в своих воспоминаниях Александр Дерибас о первом в истории Одессы новогоднем балу, состоявшемся в 1811 году.

В дальнейшем Пишон расширил спектр своей продукции - ведь пудра мало-помалу выходила из моды. Известно, что на Одесской торгово-промышленной выставке 1837 года, высоко оценили крахмал с фабрики Пишона - в том числе и посетивший выставку император Николай І.


Двухэтажный барак-"сталинка", 2016 г.

С 1834 и до самой смерти в 1849 году Пишон строил в Одессе водопровод с Большого Фонтана, войдя в, выражаясь более современным языком, в консорциум с отставным ротмистром Виттенбергом. В качестве благотворительности Пишон обещал бесплатно (но всего до 10 бочек в сутки) поставлять воду военному госпиталю и сиротскому дому. После смерти Пишона этим проектом водопровода занимался купец Тимофей Ковалевский, с фамилией которого, в основном и связан первый неудачный проект поставки воды в город. 

Но это совсем не тот Ковалевский, фамилию которого носила улица Пишоновская более полувека - после 1945 года. А назвали ее улицей Ковалевского в честь уроженца Одессы зоолога Александра Онуфриевича Ковалевского. 

В самом начале Пишоновской было городское ремесленное училище, в зданиях которого сейчас расположен автодорожный техникум. Сохранилось достаточно много сведений о домовладельцах начала ХХ века. Например, дом №3 - Мария Дунина-Козицкая. На месте лабораторного корпуса академии связи под №7 было владение Ивана Избицкого, а дом №9 принадлежал Леонтию Шимановскому. Дома №2 и №4 были собственностью И.С. Ульянского, с бакалейным магазином Н. Яскорской и магазином аптекарской посуды А. Игнатьевой. В доме №6, принадлежавшему Остринскому, было произвоводство извести и алебастра Р.А. Когана.

В доме №10 было "Городское народное училище", затем до конца 1990-х красовалась вывеска отделения ВАСХНИЛ.


Фото 2006 г., дом №10

В доме №13 тоже была продажа аптекарской посуды от мадам Е. Роблен, а также располагалось городское кредитное общество. Владельцем дома №15 на углу Пишоновской и Соединительного переулка (ныне Мусина) был Михаил Бродзян, хозяином дома №17 был Алексей Назо, а дом №33 (ранее №29) принадлежал Антону Финк-Винницкому. 


Дом №15

По сторонам от уходящего вниз Пишоновского спуска расположились земельные участки одесских архитекторов.


Фото 2006 г., Пишоновский спуск

Слева, если смотреть вниз - был участок Торричелли, сейчас на его месте общежитие-"сталинка" и офис одной из мусоровывозящих компаний. 


Фото 2006 г., слева участок Торричелли, справа - участок Боффо

Справа - участок Боффо, на котором снесли старые строения и автобазу, выстроив на их месте высотки.


Фото 2006 г., процесс сноса старых ветхих домов на месте будущей высотной стройки

В настоящее время почти все уцелевшие старые дома - просто в плачевном состоянии. Ветхость объясняется не только удаленностью от центра и отсутствием внимания коммунальщиков, но и низким качеством постройки. Так, фундаменты таких домов, если они вообще есть, выполнены из известняка - давно вымокшего и потерявшего прочность. Ряд домов разваливается на глазах, некоторые подперты деревянными балками - но это не мешает жильцам ставить металлопластиковые стеклопакеты.

Общественного транспорта на улице нет. У кого нет автомобиля - тот идет пешком. Но еще лет 7-8 назад по Пишоновской ходила маршрутка №213, которая и сейчас есть в списке городских маршрутов, но на самом деле не ходит. Тем не менее, жилье в местных новостройках считается достаточно престижным - дома выстроены уже давно, обжиты, находятся очень близко к историческому центру и ряду ВУЗов.


Фото 2006 г.

А обитателям старых домов рассчитывать пока не на что - кризис подкосил ряды застройщиков. Те, кто строит, предпочитают это делать или на пустующих землях на окраинах жилмассивов, или же дерибаня под многоэтажки исторический центр, санатории и прибрежную зону. Поэтому старые дома будут стоять здесь пока сами окончательно не развалятся от ветхости.