В Одесской области предлагают отказаться от интернатов
Сеть интернатов в Одесской области насчитывает 39 заведений, из которых 4 являются специализированными домами ребёнка, а ещё 4 дома-интерната пренадлежат сфере управления департамента охраны здоровья и социальной защиты населения области. Печальная статистика за 2015 год показывает, что из 4107 детей, которые растут и воспитываются в интернатных учреждениях, 3104 было отправлено туда самими родителями из-за неспособности их воспитывать, нарушение развития ребёнка или для особых образовательных потребностей. Было также замечено, что с началом войны на Востоке Украины количество неблагополучных семей намного увеличилось.
35 интернатов были построены еще во времена Советского Союза и находятся в очень больших зданиях, вследствие чего заполнены лишь на 50-60%. В них работает 4396 работников, из которых лишь 4% являются узкопрофильными специалистами. Фактом является то, что из 18 школ-интернатов для детей с нарушением психофизического развития, в 10 отсутствуют дефектологи, а в 7 отсутствуют и логопеды, что говорит о том, что они не соответствуют заявленному статусу и коррекционные работы с детьми в них не совершаются.
На содержание интернатных заведений государственный бюджет выделил 276 млн. грн, но из них лишь 1% идёт на покупку одежды и обуви для детей и 0,4% на их лечение, в то время как 75% идёт на зарплаты персонала и 13% на оплату коммунальных услуг и проведение ремонтных работ. Многие работники интернатов жалуются на то, что зачастую отсутствует даже йод и зелёнка, а для лечения кожных болезней используют одеколон. Сообщается также о низкоквалифицированном медперсонале, несмотря на то, что у 80% детей есть проблемы со здоровьем. То есть, фактически, средства граждан, которые платят налоги, идут на оптату персоналу, а не на нужды и потребности детей. Наблюдается также тенденция того, что чем более отдалёнен интернат от крупного города, тем хуже он финансируется.
Лишь 10% воспитанников нормально социализируются, остальные оказываются совершенно неприспособленными к жизни в обществе. Что говорить, если с детьми просто проводят "воспитательные беседы" о том, как нужно расплачиваться в магазине. Дети выходят оттуда совершенно без навыков самостоятельной жизни. Бывали даже истории, что люди бросали в холодную воду сосиску и ждали, когда же она сварится. Большой процент выпускников в итоге начинает заниматься проституцией. Выпускники часто жалуются на то, что их отказываются брать на работу, потому на собеседованиях приходится умалчивать, где они воспитывались.
Во многих странах проводились исследовании о вредности интернатов. Потому, в Украине предлагается провести деинституционализацию (DI), благодаря которой произойдёт полный отказ от интернатов и значительно улучшена система социальной защиты ребёнка о обеспечение его прав и интересов. В её рамках будут оказываться различные превентивные услуги для кризисных семей. Услуга срочного устройства подразумевает проведение работы с семьёй и её поддержка, а если она не принесёт результата, то будет организован срочный поиск новой семьи для ребёнка. Вследствие этого срок пребывания вне семьи будет минимален.Система предусматривает воспитание детей в семье или условиях, максимально приближенных к семеным, в групповых домах семейного типа на 10-12 человек. За это активно борется организация "Надiя i житло для дiтей", которая помимо Украины работает ещё и в Румынии.
Подобная реформа была успешно проведена в Румынии, где за 2000-2011 годы 290 заведений было расформировано, а из 100 тысяч детей осталось всего 9 тысяч. Сейчас же её завершает еще и Болгария. Реформу в Украине хотят провести до 2020 года, но всем известно, что на это уйдёт десятилетие, а то и более.
В Днепропетровской области уже работает небольшой групповой дом "Мiй дiм", в котором изменились подходы к решению судьбы каждого ребенка и проводится профессиональная поддержка семьи. Троих детей усыновили, 1 устроен в приёмную семью, а 9 после окончания школы обучаются в ВУЗах.
Реформы нужно провести и в сельских громадах, каждой из которых нужен орган управления. Должно быть четко прописано, откуда будет проводиться финансирование, как видеть проблему и к кому обращаться. Сейчас единственными являются районные органы. Если в селе нет соцработника, то не понятно, кто должен за всем следить и вмешиваться. Если он и есть, то люди обычно боятся к ним обращаться,потому что видят их как карающий орган, который обязательно лишит их родительских прав.