Лекции по репрессированному искусству пройдут в Одесском художественном музее

Суббота , 13 октября 2018, 12:17
В Одесском художественном музее стартует Образовательная программа к выставке СПЕЦФОНД: РЕПРЕССИРОВАННОЕ ИСКУССТВО/
Лекции по репрессированному искусству пройдут в Одесском художественном музее

Одесский художественный музей в партнёрстве с Национальным художественным музеем Украины и при поддержке Украинского культурного фонда запускает образовательную программу к выставке СПЕЦФОНД: РЕПРЕССИРОВАННОЕ ИСКУССТВО.

Программа стартует в ближайшую субботу, 13 октября, в 14:00 лекцией историка искусства Оксаны Баршиновой об истории формирования спецфонда в Национальном художественном музее Украины. До конца октября каждую субботу лучшие спикеры со всей Украины будут знакомить посетителей Одесского художественного музея с историей украинского авангарда. Стоимость билета на лекцию 70 грн включает посещение выставки.

ТЕМЫ ЛЕКТОРИЯ

13 октября, 14:00. Спецфонд: 1937-1939. История создания.

Детективная история существования спецфонда на протяжении 50 лет — о механизмах отнесения тех или иных произведений искусства к спецфонду, о том, как его эвакуировали в годы Второй мировой, как работы из спецфонда разыскивали по всей Европе после войны и, наконец, о том, как исследователям удалось «прорваться» к запрещенным некогда работам и познакомить с ними весь мир.

Лектор: Оксана Баршинова. Историк искусства, заведующая отделом искусства ХХ-ХХІ столетий Национального художественного музея Украины. Куратор выставок современного искусства. Соавтор концепции новой экспозиции искусства ХХ века в НХМУ. Занимается изучением и популяризацией украинского искусства ХХ — начала XXI веков. Автор лекций по истории украинского искусства, публикаций по вопросам современного искусства Украины.

14 октября, 14:00. Круг Экстер: Богомазов, Петрицкий и другие.

О художниках круга Александры Экстер, художницы-авангардистки, дизайнера, графика, художницы театра и кино, одной из основоположниц стиля «ар-деко». Между 1916 и 1919 годами в Киеве Экстер была тесно связана со многими художниками, своими творческими принципами, повлиявшими на развитие украинского искусства. Среди таких авторитетов были и Александр Богомазов, и Давид Бурлюк, и Анатолий Петрицкий, и Вадим Меллер и многие другие. На лекции речь пойдёт о творчестве выдающихся мастеров и их месте в табели о рангах украинского авангардного искусства.

Лектор: Оксана Баршинова.

20 октября, 12:00. Бойчук та бойчукисти.

Лекция посвящена киевскому периоду (1917-1937) творчества Михаила Бойчука — выдающегося украинского художника-монументалиста, реставратора иконописи, педагога и теоретика искусства, основателя «бойчукизма» — украинской школы монументальной живописи, которая базировалась на традициях византийского и древнеукраинского искусства — одного из самых ярких мастеров Расстрелянного Возрождения, ведущие представители которого (Михаил Бойчук, София Налепинська-Бойчук, Иван Падалка, Василий Седляр, Николай Касперович) были репрессированы и физически уничтожены сталинским режимом в 1937 году.

Лектор: Ярослав Кравченко. Кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины.

20 октября, 14:00. Почему важно сохранять наследие соцреализма.

О соцреализме, в частности о том, почему важно сохранять наследие соцреалистического искусства. Искусство советской эпохи часто обобщенно называют соцреализмом, хотя на самом деле, это одна из составляющих художественного процесса 1920-1980-х годов, как авангард, или строгий стиль, или нонконформизм. Сегодня подробно изучается именно неофициальное искусство, а соцреализм отчасти стигматизируется как государственный заказ и пропаганда. Пришло время осмысления советского искусства как составляющей глобального модернистского дискурса.

Лектор: Евгения Моляр. Искусствовед, сотрудница Кмитовского музея советского искусства, участница творческой инициативы ДЕ НЕ ДЕ, изучающей этику и эстетику декоммунизации, координатор проекта Soviet Mosaics in Ukraine.

21 октября, 14:00. Бойчук: парижский период.

Темой этой встречи станет Парижская школа (1907-1917) Михаила Бойчука. Основанный на Осеннем салоне 1909 года в красочном венке европейского авангарда неовизантизм с течением времени превратился в школу украинского монументализма, именуемую бойчукизмом. Как это произошло и почему — об этом и будем говорить в ходе лекции.

Лектор: Ярослав Кравченко. Кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины.

27 октября, 14:00 Украинские художники в водовороте тоталитарного времени.

О художественной жизни Украины в 1920-30-е годы. 1920-е годы – время радикального переосмысления искусства, его функции, значения и трактования. Художники с большим энтузиазмом откликнулись на новые идеологические вызовы и конструировали новый пролетарский мир, оформляли быт и жизнь нового «советского человека». В 1930-е годы начался настоящий террор против современного искусства. Многие талантливые художники подверглись травли и репрессиям, а их произведения были уничтожены или на долгие годы запрещены. 1930-е годы — время «Расстрелянного возрождения», время культурной руины. В этот период культура понесла наиболее ощутимые потери, по сути, была деформирована наступившим господством тоталитаризма, который стал составляющей человеческой психологии и сознания.

Лектор: Дарина Якимова. Искусствовед, куратор, старший научный сотрудник отдела XX–ХXI ст. Национального художественного музея Украины.

Ранее «Южный курьер» сообщал о выставке «Спецфонд: репрессированное искусство» в Одесском художественном музее.

На выставке представлены 80 работ из собрания НХМУ, которые были законсервированы в конце 1930-х и в течение многих десятков лет были скрыты от публики. Большая часть работ в Одессе экспонируется впервые. Александр Богомазов и Тимофей Бойчук, Вадим Меллер и Антонина Иванова, Оксана Павленко и Давид Бурлюк, Павел Голубятников и Константин Елева, Анатолий Петрицкий и Сухер-Бер Рыбак, Виктор Пальмов и Абрам Черкасский — более трёх десятков имён художников, известных и забытых, чьи работы в 1937 году были, как казалось, навсегда скрыты от зрителей: «никакой художественной и музейной ценности не имеют и как произведения врагов народа подлежат уничтожению».

Фото: ofam.od.ua