Программа, посвященная 100-летию Александра Галича (ВИДЕО)
Ранее Южный Курьер сообщал о том, что в Золотом зале Одесского литературного музея состоится премьера литературно-музыкальной программы «Я выбираю свободу…», приуроченной к 100-летию Александра Галича. И вот эта премьера состоялась. Она была подготовлена Южнорусским Союзом Писателей, арт-объединением «Поющая гавань» и Гостиной «Diligans».
Полное видео с этой премьеры.
Легендарный поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 года, в Екатеринославе (c 1796 по 1802 год — Новороссийск, с 1926 по 2016 год — Днепропетровск).
Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» за подписью Александр Гинзбург (Пионерская правда — 23 мая 1932).
По сценариям Александра Галича были сняты фильмы:
1954 — «Верные друзья» (совместно с К. Ф. Исаевым),
1962 — «На семи ветрах»,
1964 — «Дайте жалобную книгу»,
1964 — «Государственный преступник»,
1965 — «Третья молодость»,
1967 — «Бегущая по волнам».
1970 г. — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф. Исаевым),
В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.
Первые песни — «Леночка» (1962), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора. Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне.
В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.
Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых «домашних концертах», собиравших ему очень небольшие заработки. Его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен, и которые изымались работниками КГБ при обысках.
8 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака». 18 апреля в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, где Галича обвиняли во всех грехах. На него посыпались угрозы, запрещение петь свои песни; потом начались репрессии.
В 1969 году в «антисоветском» зарубежном издательстве «Посев» вышла его первая книга — «Песни».
14 января 1972 года Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому событию посвящена песня «От беды моей пустяковой…»). В том же году исключён из Союза кинематографистов, в котором он состоял с 1958 года. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию — 54 (по др. данным, 60) рублей в месяц.
25 июня 1974 года Галич был вынужден эмигрировать из СССР. Вначале жил в Норвегии, затем переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода», Потом окончательно обосновался в Париже.
22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.
15 декабря 1977 года, примерно около 14:00, по официальной версии — в результате несчастного случая, на 60-м году жизни А. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору. Существует также версия, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство.
Фото: Википедия. Видео: ЮРСП