Как сегодня выглядят развалины одесского «Масонского дома»
Речь идёт об особняке на углу улиц Новосельского и Княжеской, построенном в 1887-1892 годах архитекторами Александром Бернардацци и Эдуардом Меснером для одесского отделения Русского технического общества. Его интерьеры проектировал Герман Шеврембрандт. «Масонским» дом назвали за некоторые декоративные элементы, схожие с символикой масонов.
С 1904 года в здании располагался «Подвижный музей наглядных учебных пособий». С приходом советской власти он превратился в военный завод.
После развала СССР здание долгое время оставалось заброшенным, находясь при этом в коммунальной собственности на балансе областного совета. В 2015 году компания «Арт билдинг групп», являющаяся частью «Инкор-групп» бизнесмена Руслана Тарана, приобрела «Массонский дом» на аукционе за 1,6 миллионов гривен, пообещав его восстановить.
Однако когда Михаил Саакашвили стал главой Одесской ОГА, областное управление охраны памятников не подписало охранный договор, без чего невозможно заключить договор купли-продажи. В итоге, Тарпан решил отказаться от объекта. Но перед продажей 20 июля 2016 «Массонский дом» обрушился.
8 декабря 2017 года за 1 миллион 114 тысяч гривен руины памятника архитектуры приобрели Кисловские. Тогда же Андрей Кисловский заявил о планах восстановить здание в максимально аутентичном виде, при этом используя современные материалы. Затем он сообщил, что здание не подлежит реставрации и реконструкции: проект Одесской государственной академии строительства и архитектуры не смог пройти экспертизу.
Здание, по словам Кисловского, полностью разрушено, потому отреставрировать его не представляется возможным. Депутат сообщил, что единственный способ сохранить Масонский дом - построить на его месте точно такой же, но сначала планируется заказать проект по реставрации у частной компании.
С момента покупки здания Кисловским, являющегося также совладельцем дельфинария на Ланжероне и ряда других объектов, в том числе земельных участков на том же пляже, прошло почти два года. Ситуация с «Масонским домом» за это время не изменилась и никого, кроме немногочисленных историков и краеведов, не волнует.