Поиски виновных в аварии танкера Delfi продолжаются
В частности, одесская мэрия в лице заместителя городского головы Андрея Котляра, обвиняет областную администрацию и администрацию морских портов Украины в бездействии, в результате чего танкер "Delfi" оказался именно на одесском городском пляже. По его словам, в ОГА знали о возможности аварии, но ничего не сделали, а принудительная эвакуация экипажа была проведена водолазами городской спасательной службы и ВМС Украины вопреки неким указаниям "сверху".
"Было заседание штаба в областной администрации, где было поручено городу убрать с пляжа все, что вытекло с этого судна. У меня встречный вопрос к руководителям области: в течение недели, когда оно болталось, в море, чем оно там занималось? Что это за люди, которые там находились? Чем это судно занималось? Что оно перевозило, если у него нет собственника? Пять дней с ним велись какие-то работы, туда приходили какие-то органы, вели какие-то переговоры, но ничего не добились и довели ситуацию до того, что его прибило к берегу. Городские власти, конечно, свою задачу знают и уберут здесь, с этим проблем нет, но у меня вопрос, почему до сих пор не создана областная комиссия, которая выяснит, что произошло, кто виноват, почему не были предприняты меры. Понимаете, они были в курсе того, что происходило, но ничего не предприняли. Им плевать на людей" - заявил Котляр во время аппаратного совещания в мэрии утром 25 ноября.
"Мы проигнорировали запреты и приняли решение спасать людей. Так вышло, что наши люди оказались в данной ситуации максимально боеспособными – нам помогали военные водолазы, однако основную тяжесть операции вынесли как раз наши сотрудники", - добавил он. Затем примерно ту же точку зрения во время вчерашней сессии областного совета высказал депутат облсовета Александр Ахмеров.
В свою очередь, глава Одесской ОГА Максим Куцый заявил, что является всего лишь "координатором" всех служб, которые отвечали за спасательную операцию и пообещал предоставить полный отчет в хронологическом порядке. "В ближайшее время я предоставлю отчет с печатями всех служб, которые принимали участие, где будет детально описана хронология событий" - отметил Куцый как раз во время сессии облсовета.
Пограничники заявляют, что проверили танкер "Delfi" еще 16 ноября, за пять дней до шторма из-за подозрений в контрабанде. Досмотровая группа обнаружила значительные нарушения в судовой документации - именно тогда, похоже, выяснилось, что действие судовых документов закончилось в 2018 году. Груза нефтепродуктов пограничники не обнаружили и это, скорее всего, действительно правда, так как танкер даже визуально непосредственно перед аварией был пустым и имел малую осадку. Также пограничники обратили внимание на плачевное техническое состояние судна, что несло техногенную и экологическую угрозу в украинской морской экономической зоне, пограничники сообщили в правоохранительные органы, АМПУ и Госслужбу морского и речного транспорта. Однако, никаких адекватных мер по предупреждению аварии предпринято не было. Никто из представителей этих ведомства за пять дней до начала шторма на борт судна так и не поднялся.
По мнению специалиста в морской отрасли и депутата Одесского горсовета Александра Захарова, танкер "Delfi" использовался в качестве нелегальной заправки для морских судов неподалеку от территориальных вод Украины. Связано это было с тем, что морское топливо по причине особенностей налогообложения и ряда других факторов является самым дорогим в Черноморском регионе.
После аварии правоохранительные органы предпринимают меры по розыску судовладельца, но пока безуспешно на протяжении уже пяти дней. Все происходившие события квалифицированы по ч. 1 ст. 276 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта). Это предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до трёх лет.
Ранее в Администрации морских портов сообщали, что операция по снятию аварийного судна с мели в течении недели после аварии должна быть проведена судовладельцем. Из этого срока прошло уже почти пять дней, а судовладельца официально так и не нашли.
Поэтому портовикам, очевидно, придется проводить операцию по подъему танкера "Delfi" и его эвакуации в порт как вещественного доказательства или же резать его на металлолом на месте. Пока что в первую очередь работы портовых служб направлены на то, чтоб локализовать вытекания топливно-смазочных материалов.
В частности одесские портовики говорят, что уже в день кораблекрушения на берегу в районе кораблекрушения около пляжа «Дельфин» были установлены сорбирующие боны длиной в 140 метров. В воскресенье, когда волнение на море уменьшилось, для более эффективного поглощения загрязняющих веществ боны перенесли ближе к линии прибоя. Эти боны при потребности дают возможность локализировать до 3,5 тысяч литров нефтепродуктов. К счастью, на борту танкера не было такого количества топливно-смазочных веществ. В понедельник проводились работы по подготовке установки вокруг потерпевшего крушения танкера специального ограждения из бонов повышенной плавучести. Цель таких работ – предупредить возможное распространение дополнительных вытеканий нефтепродуктов из танкера в случае нарушения герметичности каких либо систем или емкостей или если аварийное судно получит дополнительные повреждения. В общей сложности между пирсами с обоих сторон судна будет установлено около 300 метров бонов повышенной плавучести.
Кроме того, в Одесском филиале ГП "АМПУ" говорят, что в ближайшие дни планируют провести водолазное обследование корпуса судна для определения полученных повреждений.
Напомним, 22 ноября после дрейфа на внешнем рейде портов Одессы и Южного прямо в географическом центре Одессы, у пляжа «Дельфин» к берегу выбросило небольшой танкер Delfi под молдавским флагом. Судно утратило плавучесть в результате повреждений правого борта от ударов о каменистое дно, лег на правый борт и фактически затонул. Находившихся на борту судна трех членов экипажа эвакуировали принудительно. Сотрудники государственной экологической инспекции уже провели проверку морской воды и обнаружили, что содержание нефтепродуктов превышено в 53 раза выше нормы. По факту аварии танкера было открыто уголовное производство.