Атомный ледокол “Арктика” подтвердил свою ненадежность

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Понедельник , 10 февраля 2020, 12:14
Ледокол “Арктика” подтвердил степень своей высокой аварийности, выйдя из строя в результате короткого замыкания на испытаниях.
Атомный ледокол “Арктика” подтвердил свою ненадежность

Ещё в прошлом году, в ноябре, было объявлено о том, что долгожданные заводские ходовые испытания атомного ледокола проекта 22220 “Арктика”, который обещали сдать в строй ещё в 2017 году, пройдут в “аварийном режиме”, то есть на дизелях, без включенных атомных реакторов.

Уже тогда было понятно, что ЗХИ “Арктики” как таковые были вынужденными, а не нужными. Ведь атомный ледокол, который уже 4-й год не то, что не могут ввести в строй, а банально отправить на испытания, заставляет задуматься о возможностях России строить подобные корабли. Причем не просто строить, но и чтобы они ещё ходили.

Но, как стало известно, опасения российских корабелов относительно испытаний “Арктики” оправдались, поскольку во время оных у ледокола из-за короткого замыкания вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Если данный ГЭД окажется не пригодным к ремонту, то его придётся заменить, что в свою очередь опять сдвинет сроки сдачи ледокола.

А теперь самое интересное, а точнее, наиболее настораживающее. Благо сие ЧП произошло с ГЭД, но представьте себе, что в ходе испытаний, подобный бы казус произошел с системами, отвечающими за атомный реактор ледокола. В принципе, именно такой сценарий я и описывал в материале “Взрывоопасная “Арктика” идёт на испытания”, но использование “аварийного режима” уберегло россиян от очередного Ненокса.

В целом же, ледокольная отрасль в России переживает не лучшие времена. В статье "Ледокольный тупик "великой морской" державы" я описывал то, как вместе с наращиванием строительства ледокольного флота, российское правительство занимается непосильной технической и технологической работой. Хотя, на самом деле, возможно, целью является не столько своевременный и качественный выпуск ледоколов, сколько возможность разграбления бюджета на чудовищно завышенных ценах на корабли данного типа.

Например, если ледоколы проекта 22220 обходятся бюджету РФ в 50 млрд руб, то, в то же время проект ледоколов для береговой охраны США, над которым работает компания VT Halter Marine, обойдется американским налогоплательщикам в: головной корабль $746 млн (около 47 млрд рублей), а остальные (серийные) в среднем — по $577 млн.

Кстати, ледокол “Арктика” в 2012 году обошёлся бюджету РФ в 37 млрд рублей. На тот момент, согласно курсу, это было $1,2 млрд. То есть, почти в два раза дороже, чем проект головного ледокола от VT Halter Marine в настоящее время, с учётом нынешних цен и стоимости работ в США.

Что же, уровень распила просто потрясает. Но, с другой стороны, потрясает не то как российский политический бомонд пилит на проектах подобного уровня или, то как народ держат за болванчиков, вешая ежегодно им на уши очередную ура-патриотическую лапшу о задаче не имеющего аналогов в мире ледокола уже вот-вот, уже завтра. Больше всего потрясает то, какую на самом деле в себе несет угрозу, не только для России, но и всего человечества, каждый из этих водоплавающих агрегатов.